Театр Наций представил очередную премьеру: на малой сцене прошли первые показы спектакля Светланы Земляковой «Наташа» по пьесе московского драматурга Марины Крапивиной. Здесь смешались «Три сестры» и «Вишнёвый сад» Чехова и «Война и мир» Толстого, неприглядные страницы советской истории и 2023 год, утончённое воспитание и провинциальная живучесть.
Всё это сошлось в квартире на Тверской, где медленно-богемно проживают интеллигенты Кирилловы, но их налаженный быт встряхивает случайная знакомая, сиделка покойного главы семейства – Наташа. Полетев словно ураган через жизнь Кирилловых, она всё перевернула, опустошила, оставила жертвы… И строит новую жизнь на развалинах старой.
Кирилловы – мать Ольга Сергеевна (Наталья Павленкова), дочь Маша (Илона Гайшун) и сын Андрей (Станислав Беляев) – жили как за каменной стеной за покойным главой семейства, мало сталкиваясь с бюрократией, борьбой за место под солнцем и банальным зарабатываем денег. Существуя на средства от сдачи в аренду второй квартиры, эти люди не могут даже сварить борщ, оказать первую помощь при приступе эпилепсии или сходить в МФЦ.
Но могут говорить о литературе, высоком искусстве, о том, что нужно выбросить из дома хлам, о незалеченных травмах, воспоминаниях и много о чём ещё, но это лишь разговоры. В эту картину очень вписывается друг семьи, любовник Маши, подающий надежды художник Марк (Александр Девятьяров), и совсем не вписывается внезапно появившаяся на пороге в спортивном костюме и с фингалом под глазом Наташа (Алена Разживина).
Наташе сначала отводится лишь место в кладовке. Он такая же чужая как чеховская Наташа, появившаяся в доме Прозоровых – одета странно, манеры не те, образования нет. Подобно толстовской Наташе Ростовой она с благоговением смотрит на Андрея, но ещё чуть-чуть, и из вожделенного князя он начнёт превращаться в инфантильного тюфяка. Как и Наташа, ходящая сначала на цыпочках по даче Ольги Сергеевны, которой присущи черты чеховской Раневской, преобразится в хозяйку жизни Кирилловых.
Её другом, сподвижником и помощником станет сосед Костик (Николай Мачульский), человек серьёзный, из органов, но тоже из провинции, живущий с гуляющей от него женой якобы по любви, но, скорей всего, из-за квартиры. В его жизни сложно понять, что правда, что ложь, как и в жизни Наташи, уж очень она оказывается насыщенной: детство в детдоме, замужество за казахским немцем, работа и санитаркой, и риелтором.
Но, как выяснится в итоге, сиделкой покойного Кириллова Наташа никогда не была, а всего лишь проходила мимо и взяла деньги за услугу. Но мимо неё не смогла пройти Маша, случайно встретив на вокзале, и притащила в дом, не зная, чем это обернётся. Занимаясь сначала обустройством быта и приведением в порядок дел Кирилловых, Наташа словно затуманивает им глаза, и они не замечают, как уже она всем распоряжается.
Дополнительное напряжение создаёт параллельная череда случайных смертей и неизлечимых болезней вокруг Наташи, тогда как её дела идут даже неплохо. Отголоски советского прошлого с вплетением НКВД в элитной квартире добавляют ощущения несвободы и страха. Зловещая атмосфера накрывает сцену к финалу спектакля, констатируя потери, жертвы, убытки былой роскоши Кирилловых.
Всю эту историю спектакль Светланы Земляковой рассказывает дотошно, детально, расставляя акценты и на приятном, и на отвратительном. За два с половиной часа действия успеваешь героев и полюбить, и возненавидеть, и устать от никчёмности и слепоты одних, и поразиться целеустремлённости и способности выкрутиться других. Считывая литературные отсылки, угадывая в семье Кирилловых сестёр Прозоровых, доехавших до Москвы, но отнюдь её не покоривших, ценишь способность постановочной группы совместить высокую литературу и низменное существование героев.
Пространство, созданное художником Екатериной Злой, с большой комнатой на авансцене, которая становится и гостиной в квартире, и дачей, и поликлиникой, и местом единения, противопоставлено предполагаемому множеству комнат позади, откуда, как из шкафа, периодический вываливаются скелеты. Груда книг, которыми завалены края сцены, – говорящее напоминание о том, что заглатывать знания недостаточно, их надо уметь ещё и применять. Можно всю жизнь восхищаться Чеховым, но не нужно копировать его героев в жизни.