«Соборян» редко встретишь на театральных афишах. В обозримом прошлом ищется лишь спектакль 1992 года в Театре Вахтангова в постановке Романа Виктюка. Тем удивительнее, что 30 лет спустя резко вспыхнул интерес к роману Лескова. «Соборяне» Полины Агуреевой – уже третья московская инсценизация за последние два года. В феврале 2023 года вышла официальная премьера «Старгород» Андрея Горбатого на Арт-платформе, а годом ранее, в феврале 2022-го, спектакль «Чающие движения воды» представил Евгений Каменькович в Мастерской Петра Фоменко.
Впрочем, ничего удивительного: вернулось время «Соборян», Лескова и его безусловной любви к русскому миру. Вопросы национальной идентичности снова звучат актуально и обсуждаются открыто, уверенно. Всё то, что долгие годы заравнивалось в асфальт катком глобализации, проросло на камнях деревьями и уже плодоносит.
«Соборяне» у Полины Агуреевой получились непохожими ни на «Старгород», ни на «Чающих…» в родном театре, но похожими на её предыдущие режиссёрские работы. Зарисовки, картинки, новеллы – сценическая мозаичность прослеживается и в спектакле «Живые и мёртвые», представленном на башметовском фестивале в прошлом году, и в архивной постановке «1000 и 1 ночь» у «Фоменок». Перед зрителем, как в калейдоскопе, быстро сменяются фигуры, реплики и действия: режиссёр и постановочная команда отжали до сути объёмы авторского текста, творчески доработали их до театральной красоты и упаковали в общую обложку таким образом, чтобы название первоисточника всё ещё идеально подходило к комплекту карточек.
По ощущениям, это наивная (нативная?), почти детская, чистая режиссура – когда ставишь не по заказу, а по зову сердца, потому что не можешь не ставить; когда собираешь в спектакль не громкие имена, а единомышленников; когда получаешь удовольствие от игры и самозабвенно заигрываешься, как когда-то дотемна во дворе. С той лишь разницей, что здесь не детская площадка, а искусство и профессионализм – с великолепным оркестром, серьёзной авторской музыкой, прекрасными актёрами и понятными мыслями без кавычек и парафразов.
В «картины русской жизни» (так создатели обозначили жанр постановки) попали главные лесковские герои, но условно отрицательные бесовские персонажи заведомо изгнаны. На сцене не появятся ни Бизюкина, ни Термосесов, – а ведь это яркие, интересные образы и артистам 100% было бы что играть. Но в русском мире «Соборян» Полины Агуреевой справедливо нет места тем «новым людям», которые отрицают и разрушают старое, но не предлагают взамен ничего созидательного. При этом условно положительные персонажи не показаны приторно-идеальными, ангельски безупречными. Они обычные грешники и совершают ошибки, они сомневаются и гневаются, но если заблуждаются, то искренне, как дети, а потому чисты.
В спектакле заняты актёры, знакомые нам по «Живым и мёртвым»: Илья Шакунов (Туберозов), Максим Литовченко (Захария), Алексей Вертков (Ахилла), Варвара Насонова (Вихиорова). На роль помещицы Плодомасовой приглашена блистательная Наталья Егорова (МХТ Чехова), остальные роли исполнили артисты Театра Гоголя. Полина Агуреева в этот раз тоже вышла на сцену в образе протопопицы Натальи. Азартно воссоздавая сценическую жизнь Старгорода, актёры наполнили литературные картинки жизнью обычной, человеческой, в которой всему есть свои место и срок, – хоронить и веселиться, воевать и примиряться, ошибаться и каяться, крепко пить и трезво рассуждать. В жарких спорах и праведных трудах проявилась та самая соборная «мягкосердечная Русь», мысли о красоте и духовном величии которой так занимали Лескова.
Знаменем духовности над сценой висят белые простыни, которые матушка Наталья сушит на верёвке. Многозначный символ, в котором свободно помещаются чистота помыслов и открытость, вывешиваются на всеобщее обозрение русская простота, бесхитростность и широта души. Свежевыстиранное бельё легко трансформируется то в платок, то в саван, то в занавес, то в мечту бездетных супругов о ребёнке.
Красноречивый элемент сценографии (художник-постановщик Мария Митрофанова) – неровный угловатый пол из вздыбленных зигзагов: то ли застывшие волны бурной реки, то ли степные курганы, то ли типичный русский пейзаж из холмов и оврагов. Зигзагами чертится непростая жизнь русского человека, для которого судьба не уготовила ни гладких дорог, ни ровных лёгких путей, – лишь взлёты и падения, и прыжки в пропасть. Выходить на поклоны по такой сцене – и то приключение.
Смягчить острые углы судьбы может лишь русская душа, плывущая над сценой в партитуре Валерия Воронова. В каждый момент действия движение музыки выражает настроение, эмоциональный фон и смыслы; звучит уверенно и мощно, но не заглушает голоса и чувства героев. Эта театральная симфония будто вобрала в себя всю русскую музыкальную историю: в несомненно современном звучании слышны отголоски псалмов и церковных песнопений, уютного бревенчатого фольклора и знаменитых опер. Музыка тут не просто сопровождение, она – духовная поддержка и опора бренных тел, сгибающихся под тяжестью страстей и гордыни.
Оркестр Юрия Башмета – в полном составе на сцене под управлением Маэстро. У задника, чуть приподнимаясь над изломами сцены, в зарослях камышей «прячутся» музыканты, и взмахи их смычков – словно речная трава на ветру. Все одеты в льняные костюмы-рясы и сидят, как апостолы на вечере, переговариваясь голосами своих инструментов. Есть в этом что-то сказочное и светлое, настоящее, живое – как и сама музыка, звучащая не в записи, а здесь и сейчас.
«Живите, государи мои, люди русские в ладу со своею старою сказкою», – призывает Лесков. Полина Агуреева вторит ему в своей постановке и лихо, как в сказке, соединяет грех и святость, хаос и свет, смех и горе, щедрость и нищету, любовь и жалость. Сказка не каноническая и нет в ней навязчивой морали, но теплеют сердца зрителей и смягчаются так, что отпустить артистов со сцены уже нет никакой возможности.
Спектакль создан как совместный проект Театра имени Гоголя и V Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве. Столичный показ состоялся 5 февраля 2024 года, 20 февраля спектакль показали в рамках сочинской программы фестиваля.