18, 19 и 20 марта 2024 года на сцене Театра имени Н.В. Гоголя прошли гастроли Пермского театра «У Моста». Московские зрители увидели три спектакля. Наши обозреватели Дарья Евдочук и Елена Шаина побывали на показах и в формате мини-рецензий рассказали о постановках.
«Женитьба. Фантасмагория», режиссёр Сергей Федотов
У Николая Васильевича Гоголя за что ни возьмись, всё фантасмагория выходит. Вот и Пермский театр «У Моста» увидел феерическую «Женитьбу» именно так: в комнате, словно предназначенной для спиритических сеансов, где вещи живут своей жизнью, а их хозяин этой самой жизни боится, люди «чëртиками из табакерки» выскакивают из-за спинки дивана и всё томительно тонет в дымном тумане. Тут и бес вечно где-то рядом, и чудеса необъяснимые, пугающие там и сям…
Ныне такие «чистые», без примесей, инсценировки классики обладают особым шармом и оригинальностью на фоне засилья в театре авторского самовыражения, за которым зачастую исчезает драматург, его стиль и замысел.
Здесь же – настоящий Гоголь без затей, примоднений и поисков иных миров. Живописный апельсиновый свет, костюмы, будто сошедшие с картин однофамильца режиссёра – художника Павла Федотова, да и все мизансцены – сплошная Третьяковка. Забавно, сочно, эксцентрично переданы гениальные гоголевские диалоги в мастерском актёрском исполнении.
И Агафью Тихоновну в конце не так жалко, как обычно, ведь в фантасмагории всё возможно – даже представить себе, что два нерешительных одиночества однажды будут вместе и уже навсегда.
«Мачеха Саманишвили», режиссёр Сергей Федотов
Предваряя спектакль «Мачеха Саманишвили», режиссёр Сергей Федотов сказал, что после этой постановки их порой величают грузинским театром. Также он признался, что на репетициях комедии Давида Клдиашвили все угощались местным вином. Наверняка в виноградный напиток было добавлено что-то пряное и животворящее: кавказское жизнелюбие, мудрость и совершенно особенный грузинский юмор, узнаваемый и неповторимый.
Национальный колорит древней Грузии – он ведь не только в знакомом акценте, песнях и танцах. Этого всего в постановке вдоволь и на славу: задорная лезгинка практически не умолкает, как и безостановочные экспрессивные разговоры героев. Пластику, жесты, горскую горячность и деревенскую смекалку актёры виртуозно «присвоили» себе и воплотили с таким чувством и мастерством, что их совершенно не грузинское происхождение забывается с первых сцен. Не обошлось и без вкрапления инфернальности – фирменной фишки самого мистического театра России.
Спектакль делится со зрителями любовью, добротой, искренними эмоциями и семейными ценностями, традиционными для народов Кавказа и важными для всех на свете. Это настоящий «его величество Театр», такой, благодаря которому хочется любить весь мир.
«Головлёвы», режиссёр Сергей Федотов
Жанр спектакля, заявленный режиссёром как трагикомедия, оказался мистическим триллером. Искать комедию в «Головлёвых» Сергея Федотова можно, но сложно, даже когда актёры смешны и точны в изображении человеческих чудачеств, глупости и абсурда. Тут забавного мало: противостояние отцов и детей выведено буквально не на жизнь, а на смерть. А за поколение отцов на сцене отвечает мать.
У неё всего-то трудов – удержать в тонусе семью, позаботиться о достатке, поставить на ноги потомство, ну и по мелочи – найти в себе сил и мудрости распознать в родном ребёнке Регану или Гонерилью и, усмирив гордыню, услышать Корделию. Свой тяжкий родительский крест Арина Петровна всю жизнь несла как могла, как виделось ей возможным и правильным, но у мрака на Головлёвых были особые планы.
В пермской версии романа об одном страшном семействе миром правит потустороннее и его чудовищное детище с клеймом предателя. В обличии благонравного сына живёт сладкоголосое зло – с поцелуями и улыбками, лампадкой под образами и троекратным крестным знамением. Оно видит призраков и боится материнского проклятия, которое настигает его слишком поздно, чтобы успеть что-то исправить. Захудалый род уже давно угас, оставив над бездной дым адского кадила.