Осенью жители и гости столицы стали участниками первого и единственного в своем роде проекта, посвященного творчеству известного архитектора Романа Ивановича Клейна. Экспозиция, аудио-променад и цикл лекций в Чеховском культурном центре предоставили уникальную возможность погрузиться в эпоху Клейна, узнать больше о его работах и вдохновении. Лекции сопровождались архивными материалами, оживляющими прошлое, а также впервые был представлен уникальный материал, собранный в результате обширных исследований архитектурного наследия мастера. Гостям представилась редкая возможность взглянуть на современную Москву через призму творчества великого архитектора.
Проект реализуется московской компанией «Про-Арт» совместно с Библиотекой имени А.П. Чехова, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Мария Гальперина, арт-директор проекта, основатель и идеолог компании «Яркие Люди», партнер проекта рассказала о том, почему именно Роман Клейн стал главным героем, что удалось осуществить, а что осталось в планах.
Как возникла идея проекта «Московская идентичность: Р. И. Клейн»? Что послужило его вдохновением?
В последние годы мы c командой делаем большое количество культурных и музейных проектов, историй, которые призваны популяризировать города, места, людей, погрузиться в изучение своего культурного кода. Проекты, посвященные Маяковскому, Булгакову, Пастернаку…
У нас уже сложилась репутация в этой области, поэтому, когда Елене Пахомовой, руководителю библиотеки имени Чехова, пришла в голову идея заняться глубже творчеством Романа Клейна, она знала, к кому идти. Мы с радостью поддержали ее замысел, поскольку каждая такая история – это проникновение в новые смыслы, ты внутренне обогащаешься сам, но при этом получаешь возможность делиться знаниями и эмоциями с широким кругом людей. Раскрывать интересные и увлекательные темы, делать это ярким и небанальным образом.
От первоначальной идеи до финального воплощения прошло несколько лет, проект значительно трансформировался за это время, но мы рады, что в итоге он получился именно таким.
Почему именно Клейн был выбран центральной фигурой для культурного навигатора?
Библиотека имени Чехова – это несколько зданий на Пушкинской, в том числе и Мультимедийный центр на Большой Дмитровке 23/8, бывший доходный дом зубного врача Л. Э. Адельгейма и одно из первых крупных зданий, построенных Романом Клейном. Так что, по сути, идея проекта была у представителей библиотеки прямо перед глазами.
Скажу откровенно, фамилию Клейна раньше я не слышала. И когда посмотрела в поисковике, сколько всего вокруг построил именно он, сколько красоты, мимо которой мы ходим каждый день, не имея представления, кто за всем этим стоит, мне захотелось копнуть глубже. С одной стороны, рассказать о нем людям, а с другой, ответить для самой себя на вопрос, как вообще такое возможно: невероятно талантливый и плодовитый архитектор, который построил в одной только Москве более 70 объектов, вдруг настолько малоизвестен?
Насколько сложно было собрать весь уникальный архивный и иллюстративный материал, представленный на фотовыставке?
О Клейне осталось довольно много информации, про него написаны книги и существуют воспоминания современников, историки архитектуры исследовали его творчество. Но большая часть этих данных находится в архивах, главным образом в архиве ГМИИ имени Пушкина. Там долгие годы работала жена Клейна, и именно музею она передала записи и другие материалы известного архитектора.
Нужно было, с одной стороны, собрать и систематизировать информацию о Клейне, провести архивные изыскания, чтобы прояснить малоизвестные страницы его биографии, а с другой – придумать, как скромными выразительными средствами на небольшом пространстве стендов 1,3 м на 1,7 м подать материал, который огромен по каждому объекту. И показать часть истории, показать замысел и результат.
Кураторам выставки пришла идея акцентировать внимание на деталях – на кусочках фасадов, на наиболее ярких фрагментах декора, сделать узнаваемыми их. И при этом не сравнивать – как было, что стало, тем более что очень многое перестроено. А показать, что и в каком состоянии сохранности осталось.
Можете рассказать подробнее об аудио-променаде? Какие локации включены в этот маршрут и что делает его особенным?
На самом деле это больше спектакль, чем экскурсия в традиционном представлении. «Как Роман Клейн Москву построил» – это по-настоящему увлекательное двухчасовое действо, процесс создания которого был очень трудоемким.
Историки разбирали архивы, экскурсоводы искали точки в городе, литературоведы подбирали тексты, способные описать дух Москвы конца XIX – начала XX века, драматург собирал все в одну стройную историю, а в финале профессиональные актеры озвучили ее так, что у слушателей захватывает дух.
Маршрут экскурсии состоит из 10 точек: от библиотеки имени Чехова до Кремлевской набережной. И перемещаясь от точки к точке, мы слушаем спектакль. По сюжету мы погружаемся в прошлое, смотрим на Москву Романа Клейна, видим город его глазами. Слушаем воспоминания современников, литературные вставки из Гиляровского и Маяковского, узнаем, каким был архитектор Клейн – человек, построивший ЦУМ, Средние Торговые ряды на Красной площади, здание театра «Современник», Бородинский мост, Пушкинский музей, дом Депре на Петровке и еще огромное количество зданий.
Какие особенности архитектурного стиля Клейна, по вашему мнению, делают его работы актуальными и сегодня?
Более 70 крупных зданий построено Клейном в Москве, каждое из них индивидуально по формам и отмечено художественным вкусом. Архитектор строил для значимых людей эпохи, его творения отражают и вкус заказчика, и дух времени.
Знаменитый торговый дом «Мюр и Мерилиз», кинотеатр «Колизей», особняк Варвары Морозовой на Воздвиженке, трехгорная мануфактура – он сделал здания, которые ассоциируются с Москвой, с московским стилем. Даже больше – они создают дух города.
В чем уникальность данного культурного проекта? Можно ли его считать первым такого рода проектом в Москве?
Несмотря на наличие огромного количества информации о Клейне, в публичном поле все это вместе было представлено впервые. Его проекты, чертежи, эскизы – собраны, обработаны, детализированы, описаны и дополнены интересными и новыми фактами.
Мы были удивлены: информация есть, Клейн был невероятно талантливым и востребованным. К нему прислушивались и заказчики, и другие архитекторы, для многих из которых он был, по сути, воспитателем. Его бюро было своего рода знаком качества. Но культурно-образовательных проектов, посвященных Клейну, просто не было.
Информация о нем преимущественно отсутствовала в широком доступе. Даже книгу Сергеева, который одним из первых рассказал об архитекторе, нельзя было назвать шагом вперед к популяризации его творчества, поскольку и тираж был ограничен и переплет был дорогим и не каждому доступным.
Как вы считаете, почему так важно сохранять и популяризировать культурное наследие Москвы?
Культурное наследие – это про каждого из нас. Проект не просто так называется «Московская идентичность», мы говорим об осознании себя, своего места в обществе, своих культурных корней.
Это же так интересно: не просто жить в городе и передвигаться по нему. А узнавать. Знакомиться с его уголками и зданиями, с их историей, с тем, как они создавались. Находить в знакомых местах что-то новое, что-то глубокое для себя, смотреть на город более осмысленно.
Расскажите, как шло сотрудничество с Библиотекой имени А.П. Чехова и другими партнерами проекта. Что было самым сложным на этом этапе?
Я уже упоминала, что за несколько лет, которые прошли от идеи до воплощения, проект сильно изменился. Например, фотовыставка изначально задумывалась, как постоянная экспозиция в одном из зданий библиотеки, но, когда мы подошли непосредственно к реализации, в этом помещении начался ремонт.
Но все подобного рода нюансы мы не рассматриваем как сложности, в силу специфики нашей деятельности и нацеленности на результат, мы сразу прорабатываем разные варианты, как сделать иначе, и часто получается даже интереснее.
Какова была реакция первых посетителей на мероприятия и фотовыставку? Какой отклик вам запомнился больше всего?
Когдамы открывали выставку, куратор проводил для всех гостей экскурсию, было любопытно наблюдать, как проходящие мимо люди, останавливаются посмотреть, что происходит, о чем тут говорят. Так, мимо проходила папа, и мужчина, показал девушке на стенд с описанием истории «Мюр и Мерилиз», спросив, а знает ли она, что это всем нам известный ЦУМ? В ответ его спутница так искренне изумилась, что мы сразу подумали – все точно не зря.
Каким вы видите будущее проекта «Московская идентичность»? Планируете ли вы продолжение в честь других архитекторов?
Продумывая концепции мероприятий, событий, фестивалей, мы стремимся делать продукт со смыслом. Продукт, который станет драйвером роста и развития города, будет способствовать созданию городских сообществ.
А главное – будет жить не только в процессе реализации. И здесь нам это удалось. И если выставка на бульваре закончилась, то разработанный нами насыщенный сайт клейн.рф остается. И мы будем продолжать его наполнять. В скором времени на нем появятся лекции, так что если вы не успели посетить лекторий в Чеховке в октябре, то сможете послушать их в онлайне.
Аудиоэкскурсия «Как Роман Клейн Москву построил» на платформе izi.travel остается, и она прекрасна. Одеваемся теплее и идем смотреть на Москву глазами Клейна.
И, конечно, мы будем продолжать делать проекты, связанные с городом, с его историей и культурой. Идей много, будем держать вас в курсе.