Нам хочется чаще говорить с вами о прочитанном, но большие форматы трудоемки – готовить длинные аналитические материалы в еще большем количестве бывает проблематично. Так редакция придумала новую «быструю» еженедельную рубрику.
Нет, мы не будем ориентировать читателя на «лучшее», «важное» или самое новое. В воскресных подборках наши авторы будут рассказывать о том, что они читали по зову сердца. На досуге. Для себя. Это могут быть и новинки, и классика, и что-то совершенно неочевидное. Закадровая читательская жизнь книжных обозревателей – как она есть.
Лена Чернышева (тг-канал что читает леночка)
Юдит Шалански. Каталог утраченных вещей / пер. с нем. Анны Кацура. — М.: Ад Маргинем, 2023. — 296 с.
Иногда кажется, что всё «великое» (и прекрасное, и ужасное) случилось когда-то давно и не с нами. Ко второму пункту можно смело причислить истребление сотен видов животных, большие и малые экологические катастрофы, унёсшие целые цивилизации, украденные и не найденные произведения искусства и навсегда расколовшиеся государства и народы. Юдит Шалански, писательница и дизайнер, на нескольких примерах (от одной конкретной картины до целого острова в Тихом океане), вовсе не исчерпывающих тему всеобщих утрат, исследует механизмы исчезновения вещей и явлений и с первой же страницы, намекает, что и поколения, ныне живущие, не смогут избежать свидетельствования новых потерь. А вот упустить из фокуса внимания — да, увы, могут.
Даша Колганова (тг-канал Империя должна прочитать)
Лора Белоиван. Южнорусское Овчарово. — М.: Лайвбук, 2017. — 368 с.
В преддверии ярмарки Non/fiction сложно читать что-то для себя. Но время на книгу любимого книжного клуба хочешь не хочешь, а найдёшь. Так, в авральном режиме слушала «Южнорусское Овчарово» Лоры Белоиван. Это роман в рассказах, объединённых местом — затерянной где-то под Владивостоком деревней. Для городского жителя русская глубинка таит в себе множество сюрпризов и странностей. Если их собрать все вместе, щедро полить человеколюбием без примесей, добавить щепотку магии и подать на блюде из печатных и не очень слов — вот таким будет Южнорусское Овчарово. Здесь сгущённой тьмой освещают дома, гробы катают на лыжах, под угрозами растёт папайя, полно мёртвых, но смерти нет. Белоиван пишет о странном и странно, но при этом о чём-то родном и таком светлом. Нет шансов не влюбиться в это место со всеми его чудаковатыми жителями, живыми и не очень. Если вы давно искали отечественный магический реализм без лишней хтони, смело читайте про Овчарово. Но не ищите в этой книге особые тайные смыслы. Всё просто: в ней много света, рождённого из тьмы.
Маша Фадеева (ТГ-канал Проснись и ной)
Александра Зайцева. Где дом и дым глубин и алый. — М.: Самокат, 2024. — 192 с.
Остросоциальная проза про современную Россию, основанная на образах аутентичного южного фольклора и поданная как детское чтение. Главная героиня Лена, спасаясь от насилия, сбегает из дома, и попадает в странное место. То ли дом, то ли пансион для таких же как она, беглецов. Здесь у каждого есть комната, личный сотканный из дорогих образов мир, в который никому кроме владельца, не попасть. Вот только для Лены здесь места нет. Пока. Но она все же остается, потому что больше просто некуда идти. При чтении этой книги я то и дело замечала отсылки, причем в диапазоне от классики прошлого века до самой актуальной современной прозы. А именно, от Евгении Некрасовой, которая осмысляет страшную реальность через фольклор, зашивая в магический реализм довольно жуткие вещи. До того же Владимира Набокова и его романа «Другие берега», где он рассказывает о своем детстве в России — с момента зачатия до того дня, когда ему пришлось эмигрировать навсегда. В его описаниях быта, прежнего распорядка дня, привычек, дорогих памяти вещей и людей чувствуется затаенная тревога, что, вот еще немного, и автор всего этого лишится. Для героини Лены выдумывание параллельных миров — своеобразный способ эскапизма. Туда можно сбежать от проблем снаружи, затеряться в тайнах, загадках. Но для читателя все наоборот. С такой недоброй сказкой спрятаться от страшной реальности довольно сложно, придется встретиться с ней лицом к лицу, чтобы понять, как дальше жить эту жизнь.
Ника Юрасова (тг-канал Nika’s Tsundoku Club)
Алла Горбунова. Нет никакой Москвы. — М.: Индивидуум, Эксмо, 2024. — 112 с.
Хаос текстов Аллы Горбуновой, фирменная непредсказуемость и при этом невероятная читабельность выделяет ее из ряда современных писательниц, работающих в философско-хтоническом жанре. О чём сборник рассказов «Нет никакой Москвы» — сказать сложно, тексты в нём не объединены никакой сюжетно-смысловой нитью: вот тебе автобиографичная драма о преподавательнице философии, которая вынуждена подрабатывать в салоне МТС, и тут же с ней соседствует новелла о летающем котёнке Уррум-ван-Мяве, потерявшимся где-то во снах. Неважно, пишет ли Алла Горбунова кошачий «Интерстелар» или замировскую зарисовку о том, как все умерли и встретились в зимнем лесу — это воспринимается совершенно органично, как должное. Ну нет никакой Москвы и нет. Ну рассуждают четырёхлетние дети с таджиками о суфиях — бывает, видели. Беседует околокампусная белка с уставшей аспиранткой — ничего нового. Кринж Горбуновой — это кринж высочайшего класса, с тонким, хорошо дозированным юмором. Просто попробуйте сами и влюбитесь. А если будет тяжело достать бумажную книжку, просто имейте в виду, что её чудеснейшим образом начитала Ольга Богданова.
Дина Озерова (тг-канал книжный странник | дина озерова)
Марго Гритт. Чужеродные. — М.: Альпина. Проза, 2025. — 280 с.
Хороший сборник рассказов похож на музыкальный альбом, треки которого можно слушать и по отдельности, и подряд, как единое концептуальное целое. «Чужеродные» — как раз такой сборник. Марго Гритт не боится экспериментировать с формой: под одной обложкой можно найти и мини-пьесу, и рассказ в жанре «цифровой след», и много других пост- и метамодерновых приёмчиков. Объединяет эти разношёрстные тексты тема «чужеродности». Она и про родных, в одночасье ставших чужими друг другу, и про чужих, ставших родными, и про человека в непривычных, враждебных для него обстоятельствах. Иными словами — про нас с вами.
Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)
Денис Джонсон. Сны поездов / пер. с англ. С. Кумыша. — М.: Синдбад, 2021. — 144 с.
Лаконичная и пронзительная история про разнорабочего Роберта Грэйньера, который застаёт аграрную Америку, переходный период и индустриализацию. Свидетельствовать эти перемены Грэйньер вынужден в трагическом одиночестве — он сирота, который обретает семью в объятиях жены и, едва успев обрадоваться родственной душе, теряет возлюбленную и дочь в страшном пожаре. Джонсон не напрасно оставляет своего персонажа неприкаянным; ему остро нужен Харон, который переправит уходящую эпоху на берег забвения. Тем временем суровый, окрашенный во все оттенки дыма и копоти реализм повествования расслаивается на мистические истории. То ли Роберт стареет и хочет примириться с потерями через веру в магию, то ли ему и правда является выжившая дочь, которая выросла в лесах и стала волчицей с человеческим лицом. Текст, который поначалу мимикрирует под тяжёлые будни примерного работяги, ближе к финалу превращается в пронзительную метафору о том, что кануло в Лету.
Майя Ставитская (тг-канал Book Addict)
Н. К. Джемисин. Сто тысяч королевств / пер. с англ. М. Осиповой — М.: Азбука-Аттикус, 2014 — 480с.
Нора Кейта Джемисин одна из самых титулованных в современном мире писательниц, работающих в жанрах фантастики и фэнтези, что не мешает ей быть очень малоизвестной у нас. Героиня «Ста тысяч королевств», полукровка и плод мезальянса между дочерью самой могущественной династии обитаемого мира и царьком захудалого племени, до совершеннолетия заброшенная и презираемая властителями Ста тысяч королевств, внезапно получила приглашение ко двору и объявлена наследницей. Но не готовят ли ее на роль жертвы в династических играх с участием местных богов? В романе соединилась стилистическая изощрённость современной прозы с этническими мотивами Чёрной Африки и динамичным сюжетом.