
Майя Ставитская (тг-канал Book Addict)
Джонатан Франзен. Перекрестки / пер. с англ. Ю. Полещук — М.: Corpus, АСТ, 2022 — 588 с.
«Перекрестки» заявлены как первая часть триптиха «Ключ ко всем мифологиям» (по заглавию амбициозного, так и не оконченного труда преподобного Кейсоборна из «Миддлмарча») — учитывая, что автор не из быстрых, и затеял этот проект в возрасте «за 60», некая ирония общего названия очевидна, однако очень надеюсь дождаться продолжения. Итак, 1971 год, несчастливая семья провинциального священника в пригороде Чикаго: отец, Расс, переживает личностные трудности, усугублённые кризисом среднего возраста и отчасти кризисом веры; его жена Мэрион в начале романа предстанет клушей и распустехой, но на его протяжении не раз удивит читателя; старший сын Клем бросает университет и готовится пойти на вьетнамскую войну; красотка и прирожденный лидер — дочь Бекки получает от тётки солидное наследство на большое европейское турне; средний сын Перри гений с чрезвычайно неустойчивой психикой и тягой к запрещённым веществам; младший Джадсон пока просто увлекается фотографией и хвостом ходит за Перри. Хорошенько перемешав и встряхнув эту шестерку, Франзен снова делает это — создаёт большой американский роман и семейную сагу 2-в-1. Он умеет сделать так, что читая, отождествляешься с каждым из героев, вопреки усвоенному убеждению в непрофессионализме такого подхода к чтению.
Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)
Дэвид Кишик. Заметки о шизоидном состоянии / пер. с англ. Д. Шалагинова — М.: Ад Маргинем, 2024. — 192 с.
Оставив Фрейда в колыбели Амалии, которая воспитывает будущего гения в нарциссическом пузыре из гипертрофированного материнского восхищения, Дэвид Кишик обращается к более поздним — не столько психиатрическим, сколько философским трудам — Гартмана, Фэйрберна и Лакана. Все они исследуют бытие в шизоидном состоянии (в дистанцировании от социума с использованием моральных или аморальных защит). Кишик создаёт тетрадь с короткими заметками-самонаблюдениями, и приходит к выводу, что существование современного мыслителя вообще невозможно без шизоидности. Самоизгнание из мира, отказ от индивидуальности, неверие в либидо — из этих конструкций понемногу рождается портрет Шизоида двадцать первого века. В практическом поле такие эксперименты с психоанализом слабо применимы, но в качестве занятного мыслительного упражнения в эпоху прозрачных стен и болезненно заострённой публичности эти эссе бесподобны. «Мы должны чувствовать возможность не впускать внешний мир и сохранять свое право на внутреннее уединение».
Ника Юрасова (тг-канал Nika’s Tsundoku Club)
Алина Моисеева. Балконы: почему они у нас такие. — М.: Garage, 2023 — 312 с.
Своё исследование о балконах Алина Моисеева начинает с вопросов оптики и ощущения человека в пространстве — поиска такого места в мире, с которого будет понятнее и проще смотреть на жизнь. Так что к балконам нас подводят около 100 страниц рассуждений и зарисовок — о видах, перспективах, ракурсах, которые губят и спасают, говорят с нами или молчат. А дальше начинается магия. Несмотря на то, что «Балконы» книжка неформатная, состоящая из скройки дневников, заметок, чужих рассказов и кусочков интервью, действует она не иначе как хороший автофикшн, а именно — возвращает читателя к себе, своим мыслям и воспоминаниям. Часто ли мы замечаем необычное в архитектуре, быту, думаем о связи вида из окна и нашего ментального состояния? На самом деле часто, поняла я, читая «Балконы» и все чаще уносясь мыслями (и руками) к старым фотоснимкам в телефоне (по поиску «балкон»), записанным видео, фрагментам памяти с кусочками чужого быта, за которым мне удавалось следить на разных балконах (а я сменила их 5 штук за последние 4 года). Оказывается, я так много запомнила, сфотографировала, и на столькое обратила внимание, но просто забыла об этом. Просто не придала этому значения. А Алина придала наблюдениям о чужом и своем быте и вес, и форму и какой-то легчайший воздушный формат рассуждений-воспоминаний. Так что с «Балконами» приятно разрешить себе побыть исследователем/антропологом/эссеистом/фотографом и просто мечтателем. Приложить чужие заметки о быте к своим впечатлениям и сойтись на том, что без балкона, своей комнаты и своего клочка неба человеку сложновато и так быть не должно.
Маша Фадеева (ТГ-канал Проснись и ной)
Анна Пронина. Ленка и мертвецы. — Ростов н/Д: Феникс, 2025. — 258 с.
Роман в рассказах от бывшего редактора «Битвы экстрасенсов». Внутри — классическая мистическая Россия. Отдалённый городок в лесной глубинке захватывают лето и серия загадочных убийств. Сорокалетний майор милиции, оставив в городе бывшую жену и рабочую рутину, покупает дом в глуши, чтобы навести здесь порядок, а заодно — залечить оставленные разводом раны. В первый же день майор едва не становится жертвой подкроватного чёрта, а вскоре в придорожном кафе знакомится с местной девушкой, которая, на удачу, оказывается ведьмой. Девушка помогает ему избавиться от нечисти и вдобавок берётся помогать с расследованием преступлений. Потому что она не только собирает травы, варит зелья и знает заговоры, а ещё и видит призраков, которые без всякой просьбы нашёптывают ей о последних минутах своих жизней. Сначала роман очаровывает сельской летней романтикой: травяной чай, ягоды с куста, растворённый в реке закат. Но через треть сюжет захватывает криминальная хроника, роман превращается в сборник милицейских баек и больше напоминает сериалы на телеканале «Россия». Если любите подобные истории, «Бандитский Петербург» и другие сериалы про полицию, тогда смело открывайте. (А если хочется летних страшилок в духе «Вьюрков» Дарьи Бобылевой, лучше обратите внимание на «СНТ» Владимира Березина).