Кинокарьера Ильи Ильиных началась с работы в фильме «Географ глобус пропил», где студент Пермского государственного института культуры сыграл роль Овечкина, мечтающего о Голливуде. Кастинг на родине, в Перми, нельзя было пропустить. Там же, в Пермском крае, позже проходили и сами съёмки. Возможно, стечение всех этих обстоятельств и сыграло решающую роль в жизни начинающего актёра, ныне ведущего артиста Московского областного театра юного зрителя Ильи Ильиных.
― Кастинг на фильм «Географ глобус пропил» проходил для всех творческих пермяков. На него пришли студенты колледжа искусств и культуры и почти весь наш институт культуры, ― рассказывает Илья. ― Кастинг-директор, она же второй режиссёр Ирина Михайловна Третьякова сразу приметила меня, сказав на выходе, что «хулиганы нам нужны». Потом был второй тур и общие пробы. Через два месяца мне позвонили из Москвы и сказали, что меня утвердили. В институте культуры тогда была пора экзаменов. Конец первого или второго курса, мне 18-19 лет. Меня официально отпустили на съёмки в «Мосфильм».
― Овечкин в Голливуд метит. Так говорили старшеклассники в фильме «Географ глобус пропил». А Илья Ильиных? Есть планы на этот счёт? Или ещё рано об этом думать?
― Глубоко внутри себя всегда помню эту фразу из фильма. Держу ориентир. Было бы здорово, конечно, попробовать. Но нужно английский язык поднатаскать. А цель, направление, вектор ― правильные. Не нужно останавливаться на достигнутом, нужно двигаться вперёд и добиваться значимых успехов! Чем я сейчас и занят, когда хожу на пробы, выбираю роли, завожу блог и т.д.
― Пересекались с кем-нибудь из молодых артистов этого кинопроекта на других съёмочных площадках?
― Нет, к сожалению, нас так раскидало по разные стороны. Конечно, хотелось бы встретиться на съёмочной площадке, увидеть, как кто вырос в профессиональном плане, поработать вместе над другими киноисториями. Но жизнь иногда заворачивает такие сюжеты, похлеще любого фильма, и мы встречаемся на ток-шоу, где разбирается криминальная ситуация, к которой, как мы думаем, наши коллеги, друзья и товарищи совсем не причастны.
― Как Вам, молодым и неопытным, работалось с таким мэтром, как Константин Хабенский?
― Эти рабочие моменты мы вспоминаем до сих пор. Большой, великий профессионал, хорошо знакомый с нюансами актёрской профессии. Прекрасный артист, чуткий, понимающий и знающий своё дело. Ведёт себя как простой, умный работяга. Без штампов. Без звёздной болезни. Объяснял, подсказывал на площадке, помогал нам, молодым и неопытным актёрам. Мы же все впервые снимались в кино. Думаю, мы ещё поработаем с Константином Юрьевичем.
― Да, это большая удача для молодых специалистов любой профессии наблюдать за опытными мастерами. В сериале «Годунов» Вы работали с Сергеем Безруковым, Светланой Ходченковой. Как происходит этот процесс перенимания опыта? Ведь на съёмочной площадке все артисты заняты своими ролями и подсматривать друг за другом некогда. Когда же тогда происходит анализ своей и чужой работы над ролями?
― Да, это точно. Ты не подходишь и не спрашиваешь, как мне сыграть эту роль. У каждого своя актёрская кухня. Ты можешь подсматривать на съёмочной площадке, когда сам не занят в сцене. Был момент, когда Сергей Безруков играл крупный план… в стену. Партнёр должен был стоять перед ним. Но места на площадке не хватало, поэтому партнёр стоял в стороне. И Сергей Витальевич играл в стену. Играл на все 100%. Это мастерство. Это опыт, наработанный годами. Глаза были настолько живыми, что верилось! Вот такие технические вещи и берём на заметку.
Много таких моментов подсмотрено у Светланы Ходченковой, Ирины Пеговой, Андрея Мерзликина. Конечно, подсматриваю (смеётся). Интересно, кто как ведёт себя за кадром: кто-то слушает музыку, кто-то читает книжку или продолжает работу над ролью, обсуждает её с режиссёром, а кто-то закрывает глаза и что-то внутри прорабатывает.
Поведение на съёмочной площадке говорит о многом. Некоторые молодые артисты, попадая в эту атмосферу начинают вести себя «как звёзды», курить в гримёрке. Хотя настоящие звёзды наоборот ведут себя как простые люди.
― Может, и у Вас уже появились свои какие-то традиции перед выходом на площадку или методика подготовки перед очередной съёмкой, работы над ролью?
― Да. Это всё зависит от проекта. Одно дело, когда ты работаешь в большом проекте, где у тебя выработка в день 15 минут рабочего материала (а это огромные трудозатраты, съёмка может длиться с утра до ночи). А другое дело, когда ты приходишь на полный метр и у тебя по две минуты в день. В малобюджетном проекте или большом сериале тебе нужно выучить огромное количество текста. На это уходит день-два. Иногда текст присылают в 11 вечера, а в 8 утра ты его уже должен сыграть на площадке.
Садишься над ролью, задаёшь себе вопросы. Если ответы не найдены, задаёшь эти вопросы режиссёру на съёмочной площадке. Это только внутренняя подготовка, а если нужна физическая, то подключаются другие механизмы. В последнем полном метре я играл спецназовца. У нас были педагоги спецназа, которые ставили нам стойку, учили обращаться с оружием, показывали, какие знаки нужно подавать в той или иной ситуации. Для сериала «София» мы специально обучались верховой езде, ездили на занятия на ипподром. Когда же ты с мечом в кальчуге и латах садишься на лошадь, позади тебя казаки эту лошадь хлещут, и ты на всех порах несёшься вперёд. Там особо играть и не нужно, дело за малым ― включи глаз и несись вперёд…
― И держи лицо, чтобы по роли смотрелось правильно в кадре?..
― И чувствуй камеру, и партнёров!
― Какая роль из тех, что уже были, самая любимая?
― Роль в сериале «Снежный ком», что идёт по каналу «Россия-1». Любимая, потому что она главная и в ней есть где развернуться. Амплитуда для игры отличная. Это был сложный персонаж, работали в экспедиции, в Минске. Был плотный контакт с режиссёром, когда каждая сцена обсуждается, проговаривается, идёт поиск характера. Очень интересные съёмки. У проекта и молодой режиссёр Алексей Мясников, и молодой оператор Владимир Чистяков. Они делали всё на совесть, старались выложиться, чтобы получилось настоящее, достойное кино. И процесс получился трепетным. Каждую сцену мы обсуждали, что можно сделать, а чего нельзя. Есть режиссёры, которые к своей работе подходят, как к рутине, рабочий процесс их не затягивает, он проходит стандартно. Здесь было всё наоборот!
Была главная роль в полном метре «В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе» режиссёра Милы Тодоровской. Но я был тогда совсем юн. Мало опыта, мало ролей. Мне было 20 лет, я только закончил институт и многого не понимал, не чувствовал. Но сделал всё, на что был способен на тот момент. Да и роль была не настолько амплитудная.
― С тех пор прошло пять лет, опыта стало больше…
― Конечно, каждый проект привносит что-то новое в актёрский багаж, развивает актёрское чутьё.
― С какими актёрами или режиссёрами хотелось бы встретиться на съёмочной площадке, от кого напитаться?
― Очень хочу встретиться с Владимиром Машковым, безумно хочу поработать с Евгением Мироновым. Это мастера, на чьих работах в кино я с детства воспитывался. Если говорить о режиссёрах, то хочется настоящего артхаусного кино попробовать. Такого, как у Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова.
― В блоге молодого отца вы сами себя пробуете в роли режиссёра. В минисюжетах задействована вся семья ― и жена с детьми, и даже тёща с тестем. Кто всё придумывает?
― Когда открывали блог, ролики придумывал только я. Жена мне помогала писать тексты. Я снимал, либо меня снимали. Сейчас и Регина подключается ― придумывает ролики. Теперь это совместное творчество ― и я, и она. На самоизоляции во время пандемии решил попробовать свои силы уже не в юмористическом стиле, а немного другой формат. Мы записали видеоклип на День Победы. На день рождения Пушкина записывали более серьёзные истории с более качественным киношным видеорядом. В эту сторону тоже хочется развиваться. Но пока на это амбиций больших нет. Это больше проба своих сил и возможностей.
― В МОГТЮЗ Вы пришли сразу после института. Сегодня Вы один из ведущих артистов. С Ноной Гришаевой играете на сцене театра и… в кино тоже есть общие работы?
― Да, в одной из новелл Олега Агейчева мы снимались с Нонной Валентиновной и её мужем Александром Нестеровым. Я играл их сына. С нетерпением ждём выхода этого фильма, он называется «Две диафрагмы». Встретиться со своим худруком на съёмочной площадке было так по-родственному. На съёмочной площадке все коллеги, работаем на равных. Если есть какой-то вопрос, конечно, можно и поинтересоваться, попросить помощи. Но на площадке все равны.
― И какие же планы на наступающий сезон? Театральный? Киносъёмочный? Съёмки разрешили в июле. Театры открываются с августа.
― Пандемия, конечно, всех подкосила. По съёмкам все планы перемешались ― что-то сорвалось, что-то успели перенести. Ждёт работа в полном метре «Кольская сверхглубокая», которая будет на двух языках, ― на русском и английском.
― Это там, где в трейлере говорится, что мы космос изучили лучше, чем планету, по которой мы ходим?
― Да, да! Это фильм режиссёра Арсения Сюхина в жанре триллер. Там у меня не главная, но очень интересная роль ― роль спецназовца. Это большой и, думаю, будет громкий проект ― премьера этой осени. Кольская сверхглубокая — это скважина, где находится секретный объект. Действие происходит в 1984 году… на глубине 12 километров! Остальное увидим в кинотеатрах.
На «России 1» выйдет телесериал «Яркие краски осени» режиссёра Сергея Артимовича. Всего четыре серии, но события развиваются стремительно. Я в этом вихре играю музыканта Алика.
В театре на осень назначена премьера спектакля «Спящая красавица», где я играю Принца. Очень волнительно в ситуации неопределённости: откроемся или не откроемся, будет вторая волна или не будет, сколько будет зрителей, как работать в новых условиях. В Перми вообще всё закрыто, там условия гораздо жёстче, чем в Москве. Там мы даже не думаем о премьерах. Речь идёт о выживании: будем дальше работать или не будем? С блогом проще ― новые условия приносят новые темы.
Современный мир учит нас не терять ни секунды ― жить и развиваться, отдыхать и учиться. Актёр Илья Ильиных будучи на отдыхе в Крыму с семьёй, двумя детьми и родственниками, читает сценарии, учит роли, готовится к съёмкам и спектаклям. Он постепенно завоёвывает свою аудиторию, среди которых всё больше женщин ― любителей русских телесериалов и… молодых мам, которые точно так же, как и Илья с Региной, постигают азы родительства и делятся своим опытом в блоге. Но это уже другая история.
Анжелика ЛУКИНА