Во всём всегда виноват театр. «ГЭС-2 Опера» в постановке Всеволода Лисовского была впервые показана в мае 2019. Автор либретто Андрей Родионов назвал действие «церковной службой в грядущем храме Индустриализации». Спектакль я не видела, но формулировка Родионова меня зацепила: мимо титульного героя постановки, здания ГЭС-2, хожу регулярно и «храмовые» аналогии напрашиваются сами собой.
Просто по-соседски
Как высоко будут тянуть трубы? И почему они не серебристые, а синие? Когда закончится стройка? –– В фейсбук-группе неравнодушные соседи по Якиманке обсуждают ГЭС-2. Чтобы ответить на вопросы жителей района, фонд V–A–C приглашает всех на встречу и бесплатную экскурсию по стройплощадке.
Приятно поражает уже сам факт, что кураторы проекта по собственной инициативе постучались в комьюнити района, захотели познакомиться с будущими посетителями и друзьями «Дома культуры ГЭС-2». Да, это будет именно Дом культуры. «Мы намеренно хотели уйти от концепции музея, – говорит Ярослав Алёшин, куратор фонда V–A–C и наш гостеприимный ведущий. – Помните школьные экскурсии? Заходишь в музей, и тебе сразу говорят, куда идти, что надо делать, а что никак нельзя. А здесь – будет свобода!».
Дружественная, дружелюбная среда, без менторства, авторитетных «учёных» мнений и иерархий в духе профессионал / любитель – таким будет пространство ГЭС-2.
Неожиданно для всех к экскурсии присоединяется со-основатель и глава V–A–C Foundation Тереза Иароччи Мавика (Teresa Iarocci Mavica). Прекрасный и трогательный жест, который – как через пару минут понимает вся группа – вовсе не жест, а искреннее движение души. Думается, именно так выглядят реальные связи с общественностью, именно так ищутся инсайты и зарабатывается лояльность. (Впрочем, в случае с ГЭС-2 «зарабатывать» – не вполне подходящее слово, но об этом позже.)
Главное – воздух
Кроме прочего, синьора Тереза отвечает за всю романтику в проекте. Она тот самый человек «с горящими глазами», и её увлечённость чувствуется на любой социальной дистанции. Она весело машет строителям, а нам говорит – без пафоса, но с сожалением (на прекрасном русском языке, который она никогда не учила), – что за пределами России плохо знают наше современное искусство и думают, что у нас оно закончилось в лучшем случае Шагалом.
А ещё Тереза доверяет нам свою love story с ГЭС-2. Мы узнаём, как главный архитектор реконструкции Ренцо Пьяно (Renzo Piano) впервые увидел здание, как они кружили по локации целый день, чтобы почувствовать воздух места, как потом в итальянском (разумеется!) ресторане Ренцо сделал первые эскизы на салфетке, как зародилась мечта на месте свалки сделать дом, куда захочется возвращаться.
Воздух – пожалуй, главное слово проекта. Ради этой светлой субстанции в чертежах и макетах появились высокие стеклянные арки и своды. Сквозь прозрачные двери по обе стороны комплекса гости смогут свободно входить в здание прямо с набережной и выходить, любуясь берёзовой рощей, а стеклянная стена актового зала позволит при необходимости раздвигать границы будущих театральных постановок. Ради воздуха была впервые применена архитектурная инновация – несущие конструкции из стекла. Даже устремлённые ввысь синие трубы имеют отношение к воздуху: они выполняют воздухозаборную функцию и служат символическим «каналом», соединяющим землю и небо.
Территория свободы
Второе главное слово проекта – свобода. По замыслу создателей, современное творческое пространство должно быть свободным, доступным всегда и для всех без исключения. И бесплатным – как само искусство (бери салфетку и рисуй), как воздух, которым мы дышим gratis.
Идея ГЭС-2 не про потребление искусства, а про его генерацию: производить и отдавать творческую энергию, а не получать её. Где как не в самом центре Москвы, рядом с Кремлём и Храмом Христа, воплотить эту идею? Именно здесь находится если не сердце, то солнечное сплетение города, и ГЭС-2 станет той вершиной треугольника, в которой замкнутся государство, церковь и культура – материальное, духовное и эмоциональное.
По лестнице пешком из галереи живописи – в арт-мастерские или театральный зал, на лифте с подземной парковки – в кафе и магазин (да, немного потребления всё же необходимо). Прийти поиграть в настольные игры, посмотреть слайды, отметить день рождения, позавтракать всей семьёй. Ничто не будет ограничивать свободу перемещения по зданию, потому что принципы универсальной, доступной среды были тщательно продуманы ещё на стадии мечты.
Созидание как ответственность
Ещё про среду. ДК ГЭС-2 включён в немногочисленный список «зелёных зданий», сертифицированных по стандарту LEED. Это значит, что требования энергоэффективности и экологичности были соблюдены задолго до начала строительства – на старте проектирования. Включено всё: солнечные батареи на крыше, вторая жизнь талой воды, восстановленная историческая кирпичная кладка и… идеальный порядок на стройке! (Про порядок: как человек, в чьём доме сейчас идёт плановый капитальный ремонт, я знаю, о чём говорю.)
А ещё для нужд города V–A–C реконструирует Патриарший мост и возводит набережную с причалом со стороны «Ударника» – так же по-соседски.
Слышать музыку
Перехватываю синьору Терезу во время экскурсии, чтобы побеседовать, да что уж – просто постоять рядом с этой чудесной итальянкой, которая 30 лет назад приехала к нам на трёхмесячную практику и, влюбившись в Россию, осталась навсегда.
«Современные художники из Европы, мои знакомые, глядя на фотографии и приезжая сюда, воспринимают Москву как монохромный, серый город, – говорит Тереза. – Я давно в Москве, целую жизнь, и знаю, что она не такая. Сломать предубеждения – одна из задач проекта».
А ещё Тереза признаётся, что музыкальный слух помог ей с фонетической «попугайской» точностью повторять русские слова. Мысленно добавляю: «… и слышать ту мелодию места, без которой не сложилась бы очевидная уже сейчас симфоничность проекта».
Движение души
Разглядываю чертежи, рендеринги и фотографии, которые заботливо демонстрирует наш экскурсовод Ярослав, и окончательно убеждаюсь: нет ничего важнее людей, которые стоят за всей этой машинерией. Бригадир просит своих ребят прекратить на 5 минут громкие работы, чтобы мы расслышали рассказ экскурсовода; супервайзер по технике безопасности фонариком подсвечивает опасные места и придерживает провисшие провода; девушка-помощница приносит чай с плюшками нам всем, слегка продрогшим на ветру; главные режиссёры и худруки масштабного проекта вот так запросто выходят из кулис, чтобы услышать шёпот на галёрке. Все эти люди помогают «намолить» просторное здание ГЭС-2, так похожее на базилику, духовно наполнить его и превратить в станцию, заряжающую всю округу чистой позитивной энергией. Кто они, если не подвижники?
Подвижничество есть движение души, и в Замоскворечье сильны традиции меценатства. Недалеко от Болотной набережной находится основное здание Третьяковки, и спроектировал его, к слову, тот же Василий Башкиров, архитектор нашей исторической «трамвайной» ГЭС. В Голутвине, за «Президент-Отелем» расположен старый двухэтажный дом – родовое гнездо Третьяковых. Чуть дальше, на Донской, есть даже «Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей». Проектом ГЭС-2 фонд Леонида Михельсона и Терезы Мавики по сути продолжает то, что начали люди прекрасной эпохи, живущей по принципу: «Талант быть богатым дан тебе свыше, и твой долг – сделать этот талант всеобщим достоянием».
PS: Сдача проекта намечена на весну 2021, но уже этой зимой должны начаться встречи с будущими гостями ДК. Команда ГЭС-2 снова намерена слушать инсайты, чтобы потом совместно реализовывать смелые мечты рядовых творцов и созидателей.