Спектакль-памятник, спектакль-праздник. «Чёрная книга Эстер», театральный фестиваль Brusfest

Спектакль о невиданной катастрофе в истории человечества, но без моря слёз. Спектакль-памятник жертвам трагедии, но и спектакль-праздник выживших и живущих. Спектакль, где документальное переплетается с библейским, образуя карнавальное действие вне времени и пространства. Это спектакль о холокосте и ксенофобии, рассказанный через пуримшпиль (представление, которое разыгрывают в праздник Пурим). Это «Чёрная книга Эстер» режиссёра Евгении Беркович. Премьера состоялась в рамках Международного фестиваля документального театра им. Дмитрия Брусникина Brusfest.

Фото: Владимир Яроцкий

Спектакль поставлен по пьесе Андрея Стадникова, в основу которой легли «Чёрная книга» – сборник свидетельств о преступлениях против евреев в годы холокоста, составленный коллективом советских журналистов под руководством Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана (опубликован в России только в 2015 году), а также «Книга Эсфири» (Мегилат Эстер, «Свиток Эсфири») – история еврейской девушки, которая, будучи женой персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), спасла евреев его державы от истребления.

По преданию, сановник при дворе Ахашвероша Аман решил уничтожить евреев из-за того, что духовный лидер евреев Мордехай не оказывал ему должного почтения. Аман обманом убедил царя подписать указ об истреблении народа. Царица Эстер, племянница Мордехая, узнав об этом, рассказала супругу о своём происхождении, которое ранее скрывала. Однако отменить указ было нельзя, и Ахашверош издал новый, который разрешал евреям защищать себя любыми средствами. В честь своего спасения иудеи отмечают праздник Пурим.

Фото: Владимир Яроцкий

Помимо документальных текстов из «Чёрной книги» и истории Эстер, двух параллельно развивающихся сюжетов, в спектакле внезапно появляются Владимир Ленин и Надежда Крупская, которые здесь становятся абсолютно карнавальными героями, отвечающими за веселье и дурачество. Но за счёт них, словно севших в машину времени и приехавших куда-то не туда, связь с конкретной исторической ситуацией становится фоновой. Перенос действия в безвременье расширяет заданную тему – здесь говорят не просто о холокосте, а о неприятии чужаков вообще, которое было на земле и до холокоста, и процветает и сейчас в разных точках планеты. В любое время может появиться некий Аман и начать расправу с непохожими.

Фото: Владимир Яроцкий

Бодро, весело, с музыкой, стихами и песнями энергичные актёры Мастерской Брусникина (Мария Лапшина, Эва Мильграм, Никита Ковтунов, Юлия Скирина, Даниил Газизуллин, Родион Долгирев, Леонид Саморуков) балансируют между ужасающими фактами, неизлечимой болью, гнетущей несправедливостью и ловкими выдумками, жизнерадостностью, жаждой жизни. Всё выглядит как игра, сценка, домашний спектакль. Наверное, так и проходит пуримшпиль (автор никогда не видела подобных представлений), но его главный месседж – напоминание о большой беде – проникает в самое сердце: иногда под веселье становится горько внутри, а после финальных аплодисментов ещё долго думаешь и думаешь об увиденном и о судьбах человечества вообще.

Фото: Владимир Яроцкий

О холокосте хоть что-то слышал каждый. Об ужасах, произошедших в середине прошлого века, создано немало книг, фильмов и спектаклей. Однако, чем больше проходит времени после трагедии, тем сложнее людям помнить. Ведь мы живём в относительно спокойном мире, на локальные проявления ксенофобии многие привыкли закрывать глаза, а холокост – это ж было давно… Пожалуй, такие новые формы разговора со зрителем сейчас и нужны, чтобы, удивляя, достучаться до него.

URL List