Когда сутулая чёрная фигура вырастает в огромном ящике, тут же невольно начинаешь рассматривать её страшный рисунок. Она без глаз, (их полностью скрывает широкополая шляпа), восковые руки, парализованное тело, голос звучит, как последнее роптание умирающего грешника перед вечностью… Эта фигура принадлежит Джейбу Торренсу – олицетворению зла и потусторонней тьмы.
Торренса играет в премьерном спектакле «Орфей» Олег Исаев. Он принадлежит к небольшой группе киевских артистов, с которыми Роман Виктюк работал в театре русской драмы им. Леси Украинки, а после – пригласил в Москву, где они создали центральный корень его творческого коллектива.
Олег Николаевич – невероятно мобильный актёр! Он похож на гуттаперчевую куклу, которая способна приобрести любую форму, легко нарисовать нужную эмоцию на лице или передать едва заметный штришок в характере персонажа. Для этого Олегу Исаеву не нужны никакие внешние помощники. В «Орфее» его героя буквально выводят под руки, лица не видно, мизансцены простые и невыигрышные. Но именно образ, воплощенный Исаевым – особенно заметен! Здесь исключительная внутренняя проработка почвы, на которой Теннесси Уильямс взрастил своего «Аида».
Неужели эти жёлтые, безжизненные руки и металлический голос можно передать без тени искусственности и наигрыша?! Да, Олегу Исаеву это удаётся! Он играет трагедию, его герой – мертвец, давно разложившийся изнутри. Зачастую смерть изображают нелепо, выдвигая на первый план страх! А у Олега Исаева «старуха с косой» – это не какой-то далёкий мифический дух, это материальное тело, разъеденное червями, но внешне имитирующее жизнь. Торренс буквально сошел с картины Босха, захватив с собою чёрное облачение. Он даже передвигается по сцене, будто картонная статуэтка…
В спектакле «Мастер и Маргарита» Олег Исаев играет Берлиоза. В этой работе актёр «состарился»: немного трясущиеся руки, неуверенные шаги, во взгляде нет ничего ясного. Настоящая марионетка в руках рока, а точнее Воланда (Дмитрий Бозин). Обычный человечек, живущий на автомате, который непосредственно пританцовывает под весёлые ритмы, говорит с хрипотцой в голосе, по-детски улыбается и страшится неизвестного…
Актёру удаётся обнаружить промежуточное состояние между ребёнком и стариком. Его Берлиоз именно такой: всё делает по наитию, а порой и просто так. Олег Исаев играет слабую жертву той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Булгаков создал бесчувственный образ, для которого важен только материальный мир, это и подчеркивает актёр. Удачными становятся диалоги с Иваном Бездомным (Игорь Неведров). «Ты меня не удовлетворил!», – бурчит Берлиоз, шурша газетёнкой. Олег Исаев помогает партнёру усложнить сцену, привнести ироничности.
Абсолютно другим предстаёт перед нами Олег Исаев в спектакле «Давай займёмся сексом». Версия незамысловатой пьесы у Романа Виктюка тяготеет к притче, где всё балансирует на парадоксах. Режиссёр наслаивает параллельную историю в виде фрагментов песен Дины Верни. Лагерные и блатные композиции пропитаны горечью, острым драматизмом, безысходностью – и это углубляет спектакль, даёт ему возможность отстраниться от примитивной пошлости. Комедия, где большую часть времени герои безуспешно пытаются заняться сексом, вырастает в плоскость современной трагедии об одиночестве.
Олег Исаев это чувствует как никто другой! Он играет Профессора-неудачника, который пытается убедить окружающих, что он знает о сексе, а значит о любви, – всё! Когда он появляется в пышном подвенечном платье и пытается соблазнить неуверенного в себе мужчину, зрителям непросто рассмотреть в этом травести трепет душевного сиротства. Олег Исаев это хорошо маскирует, фонтанируя шутками, двузначными репликами, имитируя женский голос и плавные движения. Но его глаза говорят о другом… Неясный полупрозрачный взгляд, бегающий и нервный – выдаёт в персонаже кровоточащую трагедию. В этом мы убеждаемся в финале истории. Кажется, что этот Профессор подключён к невидимому электрическому проводнику или в его теле завинчена до упора мощная пружина. Одно неаккуратное движение – и она выстрелит!
Этой пружины нет в Бабе Фросе из спектакля «Чернобыль». Олег Исаев играет старуху максимально просто и лаконично. В отдельных сценах с дочерью (Людмила Погорелова), даже выплетает лирическую ниточку: хрупкую и едва заметную. Если сравнивать его Бабу Фросю со сценическими воплощениями других актёров, то стоит сразу отметить отсутствие надменной гротескности! Олег Исаев создаёт очень подвижный, но не карикатурный образ.
Вместе с тем, актёр не отказывается от мистической материи. Его героиня медленно обрастает таинственностью, далеко не сразу выдаёт все свои секреты. И вот, когда речь уже заходит о русалках и мавках, тут начинаешь невольно замечать в замотанной лохмотьями фигуре, внетелесную оболочку. Олег Исаев тянет голос, похрипывает, иногда напевно произносит текст, а порой – сдержанно и даже сухо. Именно в этой роли особенно выразительно играют его огромные голубые глаза! Их томная поволока манит и гипнотизирует, подобно горизонту океана. Олег Николаевич осознаёт масштаб своих возможностей, умело использует весь актёрский инструментарий. У него не бывает случайностей – всё взвешено до миллиграмма, но одновременно с этим, он существует в комфортном импровизационном поле.
«Можешь! Можешь! Для сына можно все сделать, на что угодно пойти, якщо надо можно украсть, даже убить, самой погибнуть, дитятко свое спасая. Бездействие – самый страшный грех!», – вот простой, несколько даже «животный», закон Бабы Фроси.
Олег Исаев смотрит на своих героев, как на простых людей, которым не чуждо ничего земное. Но, обладая особенной лиричностью, актёр умеет в простоте отыскать не битое стекло, а настоящие драгоценные минералы. За спиной Олега Исаева длинный список незаурядных ролей: Тигеллин («Саломея»), Гумберт («Лолита»), Ваня («Полонез Огинского»), Доктор Бродский («Заводной апельсин»), Адольф («Мой друг А.»)… Актёр умеет каждый характер изобразить на сцене не широкими мазками, а точечно, скрупулёзно, будто препарируя хрупкие крылья бабочки. Наверное, это удаётся благодаря утончённой душе, которая сумела не покрыться скорлупой, а растянуться внутри, вбирая только самое прекрасное и чистое. Олег Исаев – красив, мягок, изящен, особенно в минуты, когда на его лице появляется ломкая улыбка. Без неё невозможно представить Дом Света, где спектакли повествуют только об одном – о любви!