TheatreHD вновь даёт возможность увидеть на большом экране то, куда достаточно тяжело попасть, особенно в период закрытых границ. На днях в кино состоялась премьера балета «Парк» хореографа Анжелена Прельжокажа в исполнении труппы Парижской национальной оперы. В постановке объединены классический танец и современная хореография, известные литературные сюжеты и близкие каждому человеку любовные чувства и переживания, чудесная музыка Вольфганга Амадея Моцарта и электроника Горана Вежводы.
Основным литературным источником сюжета «Парка» считается анонимный исторический роман «Принцесса Клевская», главная героиня которого влюбляется, будучи замужем, и пытается противостоять своему чувству. Однако при просмотре балета невольно вспоминаешь «Опасные связи» Шодерло де Лакло, где описано искусство соблазнения. Действие спектакля разворачивается в Версальском лесу в эпоху короля Людовика XIV. Здесь гуляют дамы и кавалеры, наблюдают друг за другом, знакомятся и влюбляются, пускаются в путь завоевания другого сердца или сопротивляются нахлынувшим чувствам, мечтают, ревнуют и сожалеют, а под конец подчиняются судьбе.
Однако парк, созданный на сцене художником Тьерри Лепрустом, весьма условен: кустарники в виде пирамидок и деревья в виде колонн больше похожи на инсталляцию современного искусства в пространстве фабрики или завода. Здесь обитают садовники, наблюдающие за посетителями и насылающие на них амурные чары, – харизматичные и брутальные существа-роботы в огромных очках, будто сошедшие с экрана фантастического фильма. Частичку галантной королевской эпохи привносят костюмы Эрве Пьера, одевшего молодых людей в камзолы и пышные придворные платья, от которых к финальной сцене не остается ничего. Их сменяют самые простые нательные рубашки как символ отказа от условностей и предрассудков во имя любви и страсти.
Каждый хореографический этюд посвящён определённому этапу симпатии, ухаживания, влюблённости, желания. Здесь и просто присматриваются друг к другу, отправляя воздушные приветы и ловкие реверансы, и заняты увлекательной игрой, и нежно стараются понравиться, и грубо пытаются завоевать, и падают в обмороки от чувств, и наслаждаются в порыве страсти. Здесь любезность граничит с наглостью, сдержанность с развязностью, флирт с азартом. Каждая эмоция, каждый оттенок чувств передан движением. Динамичное действие сменяют моменты тишины и раздумий, и именно в них передано неумолимое течение времени: возможно, отказываясь сейчас от любовного порыва мы упускаем что-то безвозвратно.
Главные герои – задумчивая пара (Алис Ренаван и Матье Ганьо), где дама отвергает любовь прекрасного кавалера, – также и предаются любовным играм, и погружаются во внутренние переживания, и тонут в неразрешимых противоречиях, но в итоге отдаются любви. Финальное па-де-де становится кульминацией их драматичного сближения, где вопреки преградам победила настоящая любовь, сильная привязанность и огненная страсть. А парк стал свидетелем этой трагично-счастливой истории, сохранив память о ней для будущих поколений.
Премьера балета в Париже состоялась в 1994 году. Видеозапись для показа в кинотеатрах осуществили в пустом зрительном зале уже в период пандемии коронавируса. На московской кинопремьере «Парка» присутствовал первый исполнитель главной партии в этом балете Лоран Илер, ныне художественный руководитель балета Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Он отметил, что «Парк» хорошо сняли, сохранив атмосферу, пронизанную сложностью, уникальностью исполнения и эмоциональной яркостью.