Сегодня отмечает день рождения один из самых талантливых режиссёров нашего времени Юрий Бутусов. В его спектаклях можно наслаждаться красивой музыкой, поражаться наивным детским рисункам, размышлять над рефренами-повторами, застывать от неожиданности, видеть дождь, снег, падающие автомобильные шины, но главное наблюдать, как раскрывается глубина человеческой натуры и случается маленькая трагедия. Мы собрали все спектакли Юрия Бутусова, которые можно посмотреть в Москве и Санкт-Петербурге, в одной статье.
«Барабаны в ночи», театр им.А.С.Пушкина
Жизнь маленького человека попадает в водоворот мировой истории: вокруг идёт война, а кто-то пытается устроить свою частную жизнь. Здесь торжество превращается в пир во время чумы, коллизии судьбы комедию трансформируют в трагедию, а живых становится сложно отличить от мёртвых.
«Добрый человек из Сезуана», театр им.А.С.Пушкина
Зонг об осени. Мелодичный, как джаз, и резкий, как немецкий рэп, – крик о помощи. Эстетичный бардак, мрачные пейзажи китайского Догвилля и говорящая пластика актёров. И мысль, выталкивающая из зоны комфорта прямо в петлю: ты не можешь быть добрым, если твоя доброта не востребована.
«Бег», театр им.Вахтангова
Взглядом неотрывно следишь, как с упорядоченной хаотичностью движутся человеческие фигуры. Свет, дым и меняющаяся глубина пространства тормозят время. Шорохи, стуки, мелодии преследуют тебя, вскрики и обрывки фраз настигают и захватывают в плен. Впору бежать, но не можешь пошевелиться и капитулируешь всем сердцем. Накрытый качающимся кринолином невыносимой нежности, любишь их всех – белых, красных, палачей, висельников, мужчин, женщин, тараканов, предателей и безумцев. Точно во сне, пробудиться от которого нет ни сил, ни желания.
«Отелло», театр Сатирикон
История о Яго – режиссёре. На сцене (или в своей голове), заваленной разнообразным реквизитом, он пишет, ставит и играет пьесу собственной жизни и смерти. Для остальных персонажей он – кукловод, который, дёргая за ниточки, меняет правила игры по ходу пьесы. Едва ли не лучшая роль Тимофея Трибунцева.
«Чайка», театр Сатирикон
Бумажные декорации с нарисованным тушью озером, столики из гримёрок, отдельно стоящие двери, верёвочные качели, на которых можно и повеситься, тазы с вареньем, яблоки, цветы… Жизнь персонажей, одержимых сценой, – бесконечная репетиция, они меняются ролями, проигрывают одно и то же много раз и доводят абсурдность ситуации до максимума. Муки режиссёра, пытающегося поставить много раз поставленную пьесу, поиск новых мыслей, новых форм, поиск какого-то невидимого другими смысла.
«Сын», РАМТ
Трагедия шекспировского масштаба раскрывается на материале современной драматургии: режиссёр наводит лупу на одиночество и непонимание, связывает быт и ритуал, соединяет музыку, цвет и экзистенциальную пустоту. История подростковой депрессии становится почти мистической, не теряя при этом болезненной искренности.
«Человек из рыбы», МХТ им.А.П.Чехова
Не часто Юрий Бутусов обращается к современной драматургии. В «Человеке из рыбы» пьеса стала не основой, но лишь частью режиссёрского замысла, выраженного через визуализацию театральной реальности, в которой прочно связаны сознательное и бессознательное, и сильные актёрские работы, ярко демонстрирующие метод работы режиссёра с актёром.
«Король Лир», театр им.Вахтангова
Полубезумный сон полубезумного короля, превратившего свою семью и свиту в труппу бродячего театра, где каждый играет Шекспира на свой лад. Нарушенную связь отцов и детей, душевную слепоту, неприятие друг друга и, как результат, трагедию, в этом спектакле Бутусов транслирует через Шута-Корделию, которого/ую, следуя традициям шекспировского театра, играет одна актриса.
«Пер Гюнт», театр им.Вахтангова
Пока Ибсен разочаровывается в нацромантике, Бутусов (снова) очаровывается человеком – с его зазеркальными троллями, фольклорной наивностью, цементным грузом грехов. С его несовершенством, полным свободы и беззащитности, и с каноническим стремлением уйти от себя, чтобы найти себя.
«Все мы прекрасные люди», театр Ленсовета
Все 3,5 часа действия спектакля – это пульсирующий сгусток энергии, который то уплотняется, то разряжается, не оставляя зрителю шансов пройти вдоль стенки и не попасть под его магнетизм. То, что в программке именуется комедией, по факту является трагедией о разбитой любви и о том, как любовь разбивает людей, оставляя их сидеть на голых, сухих ветках одинокими птицами.
«Дядя Ваня», театр Ленсовета
Трагедия одиночества каждого героя чеховской пьесы, где громко, ярко, дерзко звучат и мельтешат ошибки и недостатки, сожаления о прожитой впустую жизни и несбывшихся мечтах. Все герои хотят начать жизнь сначала, но не знают, как это сделать. Они лишь нелепо ищут план спасения, бьются в конвульсиях и абсолютно не слышат друг друга.
«Город. Женитьба. Гоголь», театр Ленсовета
История о вечной женственности, томительном желании и невозможном счастье, бережно развёрнутая сквозь время и пространство Петербурга во всех его измерениях – историческом, культурном, топографическом, фантастическом. Сумеречная, тягучая, лирически-мистическая театральная элегия, которая каждому из актёров «старой гвардии» дарит свой «момент истины».
«Сон об осени», театр Ленсовета
Притча о замкнутом круге жизни и неизбывном одиночестве каждого человека по пьесе малоизвестного в России норвежского классика. Спектакль-медитация о вневременном и надмирном, плывущий сквозь гулкий космос без времени к экстатически красивой кульминационной сцене.
«Гамлет», театр Ленсовета
Иронизируя и посмеиваясь над своими зрителями, режиссёр тем не менее берёт их за руку и проводит сквозь свой странный театральный мир прямо к порогу вечности, к шекспировскому космосу. В обход традиций, Бутусов делает ставку на женское: одного из самых главных героев мировой культуры, Гамлета, играет ярчайшая актриса театра Ленсовета – Лаура Пицхелаури. Спектакль утверждает и с блеском доказывает, что не только мужчина имеет право и духовную силу представлять вечно борющегося героя. Гамлет у Бутусова становится мифом, символом бесконечной борьбы с уродством мира без пола, возраста и географической привязки к месту.
Liebe. Schiller, театр Ленсовета
Многоактный Бутусов, спрессованный в час сорок пять сценического времени. Разбитое шиллеровское панно, из осколков которого сложены два слова: любовь и смерть. Пять актрис транслируют не мужское и не женское, а абстрактно человеческое содержание так конкретно и неистово, что можно почувствовать вкус крови на губах.
«Три сестры», театр Ленсовета
Всё о русском несчастье через призму всей русской литературы: скабрезная комедия положений про гусаров в линии Маши и Вершинина, по-гоголевски мрачный морок украденной жизни в истории Андрея, задирающий судьбу герой нашего времени Солёный, который и любит себя больше всех на свете, и устал от себя, тургеневская девушка Ирина — нервная, жертвенная, деятельная, но лишённая любви как главной составляющей жизни…
«Макбет. Кино», театр Ленсовета
Кровавая, безумная и беспощадная криминальная драма, заставляющая зрителей танцевать в проходе и возвращаться в третий, пятый, восьмой раз. Пиршество эстетики, которая и манифест, и квинтэссенция циничной эпохи передела сфер влияния, когда смелый и решительный получает всё, а победителей не судят. Или всё-таки?..