Прошедшей весной Александра Мамкаева из театра-фестиваля «Балтийский дом» очаровала зрителей в роли наивной Тоси в «Девчатах», а уже осенью представила новую режиссёрскую работу — спектакль «Душечка». Чем зацепил Александру этот рассказ Чехова, с какими сложностями она столкнулась в процессе работы и каким в итоге получился спектакль? Узнали интересные подробности о постановке и детали авторского замысла из первых рук.
Александра, кто вы больше — актриса или как режиссёр?
Изначально я поступила в СПБГАТИ на режиссёрский курс к Анатолию Аркадьевичу Праудину. Однако параллельно получила там же и актёрский диплом. Затем была принята в труппу «Балтийского дома», где, к счастью, удаётся воплощать обе эти ипостаси, без необходимости выбора.
Ваши предыдущие режиссёрские работы в этом театре — детские спектакли, многие из которых выигрывали награды на фестивале «Театры Санкт-Петербурга — детям». «Душечка» — ваш первый здесь спектакль для взрослых. Почему решили сменить аудиторию?
У меня всегда лежала и лежит душа к детскому материалу, но и со «взрослым» я уже успела поработать, пусть и в других стенах. «Душечка» — шестой такой спектакль. Я ставила дипломную постановку в Тамбове — это была «Скамейка» по Гельману, потом в театре «Цехъ» случились «Неизлечимые», «Синдром Питера Пэна» и «Тет-а-тет». Там же не так давно вместе с однокурсником Викторым Бугаковым мы выпустили по Чехову спектакль о любви «Так возможно, так близко», в основе которого лежат несколько рассказов, в том числе «Дом с мезонином» и «О любви».
А почему для постановки в родном театре остановились именно на «Душечке»?
Всё вылилось из прошлогодней поездки на фестиваль национальных театров «Крымская театральная осень», который проходит в Ялте. Тогда в доме-музее Чехова «Белая дача» мы показали спектакль по небольшой пьесе Любови Лебединой (за что ей огромное спасибо). Пьеса состоит из отрывков рассказов Чехова, которые тесно переплетаются с его жизнью и опытом. После этого руководство «Балтийского дома» предложило мне взять в работу что-то из Чехова. На большие пьесы я не посягнула, а поскольку мы уже прикасались к «Душечке» в «Цехе», да и женская тематика рассказа мне близка, я подумала: «А почему бы и нет!». Начали с написания инсценировки, ведь произведение совсем небольшое.
Кто стал автором пьесы?
Автор пьесы — мой сокурсник Виктор Бугаков. Он не только талантливый драматург, но и актёр, и режиссёр, работает в БДТ, ставил в «Цехе» такие замечательные спектакли как «Нос» и «Игроки» по произведениям Гоголя. Недавно вот выпустил совместный спектакль с нашим мастером Анатолием Праудиным «Сектор газа». В целом Витя больше предпочитает Гоголя, но и с Чеховым у него всё получилось.
О чем для вас эта история в первую очередь?
О любви и одиночестве. О том, что каждый человек приходит на эту землю для чего-то, у него есть какая-то своя сверхзадача, и самая большая трагедия — оставить её нереализованной. Душечка именно такой персонаж, созданный для материнства, но в силу обстоятельств не получивший возможности полноценно в этом раскрыться.
Для нее любить — это биологическая потребность, знаете, как у графоманов потребность писать. Поэтому и любит она так, что растворяется в объекте на все сто процентов.
Типажи этих объектов любви у Чехова, конечно, интересные. Что хотелось рассказать о мужчинах в жизни Душечки?
Прежде всего мы стремились этих героев наполнить внутренней драмой. Антрепренер Кукин, который жизнь отдаст (и по факту отдает) за театр и всё пытается найти себя и своего зрителя. Управляющий лесным складом Пустовалов, для которого лес — это рай, а люди ленивые — грех. Ветеринарный врач Смирнин с явным конфликтом с неверной женой. Мы проговаривали с артистами, что это, безусловно, комические персонажи, но в них должна быть какая-то внутренняя боль.
Да, они определенно люди, и при этом очень разные, поэтому складывается впечатление, что наша героиня не сильно разборчива, а любит того, кто оказывается рядом. Насколько ее любовь всё-таки настоящая, на ваш взгляд?
Я думаю, что острое ощущение пустоты, которое нужно заполнять любовью, не даёт ей возможности выбирать партнеров. С одной стороны, она полностью ныряет в очередные отношения, а с другой — быстро переключается на следующего кандидата, никак не анализируя прошлый опыт. Мне кажется, ее положение в замкнутом круге говорит о поверхностности чувств. Она не рефлексирует, не переживает, не разбирается в себе.
У меня есть глубокое убеждение, что человек способен полноценно любить другого человека только после того, как осознает, зачем сам пришел в этот мир. Поэтому если бы Душечка лучше понимала свою природу, не было бы всей этой череды мужчин и потерь. А так она наступает на одни и те же грабли.
Первые две истории — с Кукиным и Пустоваловым — и вправду идут по одной схеме. А третьи отношения уже отличаются от предыдущих, но это, видимо, заслуга не Душечки, а ветеринара Смирнина?
Душечка полностью подстраивается под партнёра и его интересы. Он любит театр? Она станет театралкой. Ему нужна помощница на лесопилке? Она выучит название всех срубов. И тут уже вопрос спорный, насколько ее любили эти мужчины, когда она по факту была им просто удобна.
А со Смирниным подход не сработал, произошел сбой программы. Кто-то из исследователей творчества Чехова предполагал, что жена Смирнина, с которой тот в ссоре, возможно, полярная противоположность Душечки — максимально эмансипированная женщина. И для него Душечка оказалось слишком податливой и скучной: она не знает, о чём говорить с ним, ведь ничего своего в ней нет.
В спектакле появляются и новые герои, которых нет в первоисточнике. Для чего они введены?
Трио крестьян — Старуха, Дышло и Язва — тоже своеобразные «Душечки», которые живут жизнью Ольги Семёновны и не проживают свою.
С ними рядом, но не вместе, также находится другой придуманный персонаж — оратор Запойкин, в чем его роль?
Он выступает противоположностью Душечки. Душечка живет в эмоционально-чувственном мире, а Запойкин — строго рациональный скептик, который, может, и умный, но во всём разуверившийся человек, философствующий пьяница.
Есть ощущение, что тема внутренней пустоты и ее временного заполнения воплощается и в сценографии. Вы к этому стремились?
Да, художник спектакля Ирина Михайловна Бируля раньше работала в нашем театре главным художником, сейчас участвует как приглашенный специалист, и, кстати, пишет удивительные картины. Мы с ней обговаривали, что в спектакле должны работать два приема: пустое и заполненное пространство. Сначала чёрный квадрат как символ одиночества Душечки без любви. Затем, как только в ее жизни кто-то появляется, пространство начинает обрастать деталями, связанными с объектом ее обожания. Правда, мне не хотелось слишком перегружать сцену, поэтому мы оставили только знаковые элементы, вроде театрального занавеса, срубов дерева или солдатских шинелей. А когда в жизни Ольги Васильевны появляется ребенок, пространство заполняется детскими игрушками и вещами.
Важным элементом декораций стала огромная фоторамка, которая символизирует некую счастливую жизнь, за пределы которой выходить очень страшно.
Поэтому и музыкальное сопровождение спектакля хоть и мелодичное, но тревожное? Чтобы создать фоновое напряжение от страха потери?
Музыку специально написал Анатолий Файчук, мы с ним долго искали фактуру звука. Сначала выбрали одну колыбельную, но потом я поняла, что нужно что-то более аскетичное и драматичное. Искали долго ещё и потому, что под каждого персонажа старались подобрать свою звуковую тему. У Пустовалова, например, она такая основательная, степенная, а у Смирнина — с нотками военного марша, потому что он человек полковой.
Для свадебных сцен выбрали более задорную народную песню «Земляничка-ягодка» и поставили под нее танцы под руководством хореографа Анна Ибрагимовны Тугушевой. И вместе с костюмами от Марии Седых всё как-то вместе здорово заиграло.
А что вам больше всего понравилось в работе над спектаклем ?
Я очень люблю репетиционный процесс. Для меня это всегда самое интересное. И в работе над «Душечкой» всё прошло в любви, без ссор, разве что случались профессиональные споры. Но тут большая благодарность артистам, с ними работать — чистое удовольствие.
Что же тогда стало самым сложным моментом?
Сам материал. Знаете, ещё при жизни Чехова критики разделились на два лагеря: Толстой считал, что Душечка — это истинная женская душа, а другие называли ее недалёкой дурочкой. С первого прочтения трудно дать ответ, кто этот персонаж. Сначала она кажется очень простой, но чем дальше начинаешь копать, тем больше находишь смысловых слоев и вопросов. До последнего я сама не понимала, к чему же мы придем в финале.
И каким же в итоге стал этот финал по смыслу и настроению?
Я позволила себе предположить, что Душечка раскрывается в своей истинной природе только рядом с маленьким мальчиком Сашей. Но если у зрителя сложится другое впечатление, то это тоже прекрасно. Чехов — великий писатель, и он не дает однозначных ответов — сплошные многоточия. И хорошо, если зрители уходят с разным послевкусием.
Захотелось ли ещё что-то по Чехову поставить?
Однозначно! Я всегда знала, что Антон Павлович — гениальный автор, но теперь я понимаю, что он и мой автор, как минимум, душевно. И спасибо большое любимому театру, что дал мне возможность это лучше осознать! Поэтому приглашаю всех на спектакль «Душечка». И желаю всем любви, здоровья и непременно найти своё предназначение.
Беседовала Екатерина Спицына