1 апреля Театр им.Ермоловой представляет премьеру спектакля «(Не)Идеальный Че» в режиссуре Талгата Баталова. Литературная основа постановки – пьеса писателя и сценариста Александра Цыпкина – создателя популярного литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения». Сборник «Идеальный Че. Интуиция и новые беспринцЫпные истории» увидел свет в 2020-м году, а в нынешнем 2022-м сразу два произведения из сборника обрели сценическое воплощение. Немногим раньше «(Не)Идеального Че» театр «Современник» представил публике спектакль «Интуиция».
Так кто же такой «Идеальный Че»? А вот это и пытаются выяснить герои повести. По сюжету в сети появилась и быстро набрала популярность интимная фотография нижней части тела мужчины с выдающимися данными. Прекрасная половина человечества сочла обладателя подобного анатомического строения идеальным, но найти его в реальной жизни не удалось. К поискам подключаются «сильные мира сего»: бизнесмены, политики, чиновники и силовые структуры.
В предисловии к сборнику Александр Цыпкин написал: ««Идеальный Че» – антология окружающего нас абсурда. И что-то мне подсказывает, такими темпами развития этого самого абсурда запретят моего «Че» в ближайшие годы». К счастью, подобного не произошло, но все же, затягивать с прочтением и просмотром постановки не стоит))
Почему спектакль, в отличие от повести, получил отрицательную частицу в названии, объяснил сам автор:
«Почему «(Не)Идеальный Че»? Все очень просто: пьеса значительно отличается от повести, и нам нужно было придумать какое-то название, которое явно и очевидно будет об этом говорить зрителю. Но концепция не только в том, чтобы провести некую разграничительную линию, а в том, что повесть, по сути, это такая легкая сатира о злободневных темах московского общества, а спектакль – о другом. В спектакле собираются всем миром строить идеального человека, но построить его не получается…»
Действие спектакля разворачивается в 2037-м году. К этому времени маразм достиг вселенского масштаба, а цензура – своего абсолюта. На заседании Московского нравственного суда слушается дело об оскорблении 28 социальных групп, которое имело место в далеком 2022-м году на спектакле по популярной книге «Идеальный Че». Постановка оказалась скандальной и была снята с репертуара. Но, спустя 15 лет, видеозапись спектакля кто-то случайно разместил в сети. Чтобы разобраться и наказать виновных по всей строгости закона, суд восстанавливает постановку (исключительно для внутреннего пользования).
«А судьи кто?» А судьи – люди будущего, с хорошо промытыми, но не до конца отбитыми мозгами. Они все еще умеют смеяться (конечно, тайно), но провозглашают любой юмор оскорбительным, ведь там, где одному смешно, другому – обязательно обидно. И это относится не только к сюжету, но и к спектаклю. Даже ясновидящий не нужен, чтобы предугадать возмущение некоторых зрителей. В тексте есть «обо что оскорбиться», было бы желание. Но именно это желание и высмеивает автор.
Возможно, в это трудно поверить, но спектакль, несмотря на фабулу, в целом напоминает старого-доброго Николая Васильевича Гоголя с поправкой на современность, и не менее доброго Алексея Николаевича Толстого с его кукольным театром (правда в произведениях этих прекрасных авторов выдающимися были, в основном, носы). Режиссер Талгат Баталов и сценограф Наталья Чернова поселили своих героев в белый-белый кукольный домик с маленькими комнатками, множеством дверей, люками в потолках, минимумом мебели и одним фикусом. В этом стерильном пространстве возможного будущего живут пока еще не до конца стерилизованные люди, каждый со своими пороками, страстями и стремлениями.
Все они находятся в постоянном движении, кажется, что на каждое слово в монологе приходится свой жест (хореограф Александр Андрияшкин), к тому же у каждого героя своя продуманная пластика. Например, если героиня Кристины Бабушкиной двигается как нормальный человек (только кожаный костюмчик поскрипывает), то чиновники – Егор Харламов и Станислав Раскачаев – напоминают картонных марионеток, которых беспрестанно дергает за ниточки кукольник-неврастеник. А Никита Татаренков так размеренно и вальяжно рассекает воды бассейна, что накладной живот ему, в принципе, и не нужен, образ большого начальника возникает из одних только жестов.
Самый страшный (и одновременно смешной) персонаж в этой истории – «гений пиара» Лёшик. Андрею Мартынову достался герой, способный убивать и воскрешать, и ужас в том, что все это он способен проделывать всего лишь с помощью слов. Сделать Идеального Че мировым брэндом? Легко! Скинуть конкурента, обвинив в расизме (или любом другом -изме)? Еще легче! «В пиаре возможно все. Вопрос цены». Но и в этого персонажа режиссер добавляет сказки: Лёшик – ребенок-фантазер, который так кайфует от собственных придумок, что их нравственной стороне просто не хватает места в голове. А скорости, с которой эти придумки возникают, позавидует любой писатель. И именно Лёшик провоцирует «цунами», которое в итоге выбрасывает на берег обладателя Идеального Че.
Так кто же этот герой девичьих грез? Двухметровый мультимиллионер с бронзовой кожей и личным самолетом? Ну почти… Новосельцев… Анатолий… Ефремович… И хотя зовут его по-другому, все же это герой культового фильма во всей красе. Носоходов Василий Николаевич классический «маленький человек»: тихий, добрый, не слишком удачливый, с несбывшимися мечтами, но твердым убеждением, что он на своем месте. Антона Колесникова в этой роли хочется обнять и заплакать, и это не метафора. Его персонаж – счастливое напоминание о том, что не все потеряно, что в этом безумном и жестоком мире еще осталось что-то настоящее, бескорыстное, почти сказочное и нереальное, что всего каких-то пятьдесят лет назад было нормой для большинства. И пока там, наверху, идет борьба за лишний миллиард, Иванушка-дурачок отдаст последнюю рубаху, не сожрет с голодухи щуку, не сошьет себе тулуп из серого волка, и все равно будет счастлив… и, может быть, изменит этот мир…