«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» –говорят герои спектакля «Молодость жива» режиссера Александра Артёмова по пьесе Александра Артёмова и Настасьи Хрущевой. «Молодость ушла, но не прошла» продолжают артисты – пятеро бородатых мужиков в вязаных свитерах, усевшись у «костра» – тусклого фонаря, единственного источника света на протяжении всего действия. Почти час зрители сидят в полной темноте и внимают историям-исповедям о жизни, смерти, предназначении, любви и безумии. Всё это перемешивается с повторяющейся песней «Про дурочку» под гитару, которая так запомнилась героям.
Всем им пятьдесят лет, «на четверых двести», кроме одного, ему двадцать семь, он сын погибшего друга. У каждого из них своя судьба: один молод душой и сокрушается, что вокруг все «старенькие». Второй считает себя «серединой» и всю свою жизнь абсолютно «средней», так как он средний ребенок, жену себе выбрал «среднюю» и жизнь его такая же – не хорошая и не плохая, а средняя. Третий в юности считал себя богатырем, которому предстоит в жизни большой подвиг, но однажды понял, что возможность битвы и победы или поражения прошла мимо него и с тех пор уже не помышляет о сражениях. Четвертый не смог найти свою любовь, свою половину и рассуждает о том, что любит только «сладость», а любовь – «горечь» и её надо избегать.
Но все они вспоминают свою молодость через призму давней трагедии – двадцать три года назад во время похода ночью в палатке из-за непотушенного костра сгорел их друг, сын которого сейчас с ними сидит рядом. Они размышляют, был ли это несчастный случай или его осознанный выбор. И эти мысли переплетаются с мыслями о прелести мира, бодрости духа, тела и ума.
Это додраматическая, ритуальная постановка. Всё происходящее с первых секунд кажется ментальным перформансом, сказкой. Каждому зрителю, погруженному в темноту и свои мысли, дается шанс заглянуть внутрь себя, прислушаться к голосам и, если не прятаться от них, то произойдут какие-то необратимые изменения и зритель станет частью ритуала.
Автор: Дарина Львова