История «Эсмеральды» на подмостках театров началась не с балета, а с оперы. В 1836 году ее представила на парижской сцене французская поэтесса и композитор Луиза Бертен. Особенностью оперы (кроме того факта, что автор – женщина), было то, что либретто по просьбе Луизы написал сам автор «Собора Парижской Богоматери» – Виктор Гюго. Дело в том, что семья Бертен дружила с писателем, да и он сам придерживался прогрессивных взглядов касательно женщин в традиционно мужских профессиях.
В сценической версии Виктор Гюго пожалел главную героиню, сохранив ей жизнь и подарив счастье, а Феба превратил в благородного влюбленного. Остросоциальные темы романа отошли на второй план, уступив место личной драме. К сожалению, Луизе Бертен это не помогло. Публика, привлеченная именем великого писателя, не была готова принять женщину-композитора. Опера провалилась. Однако либретто было сохранено, и именно его использовал для постановки первого балета «Эсмеральда» уже знаменитый в то время балетмейстер, создатель «Жизели» и «Ундины», Жюль Перро.
Написание музыки к балету Перро доверил итальянцу Цезарю Пуни, с которым уже сотрудничал при постановке «Ундины». К слову, Пуни приехал с Перро в Россию и остался здесь до конца своих дней, служа композитором балета Императорских театров. В музыке к балету «Эсмеральда» исследователи отмечают мелодичность и танцевальность с добавлением необходимых национальных оттенков.
Родившись в Лондоне XIX века, балет «Эсмеральда» обошел все мировые сцены в разных вариациях постановки. Роман Виктора Гюго и сейчас будоражит умы балетмейстеров. В Марийском государственном академическом театре оперы и балета имени Э.Сапаева в 2011 году на фестивале балета в честь Галины Улановой состоялась премьера балета «Эсмеральда» в хореографии художественного руководителя Константина Иванова. Благодаря традиционным Летним Балетным Сезонам, в этом году постановку оценила московская публика.
Особенностью этой постановки является возвращение к оригинальному финалу «Собора Парижской Богоматери» и в целом к роману:
«Мы пошли немного по другой истории – ближе к роману Гюго, ближе к драме, к человеческим чувствам, убрали много лишнего, в том числе и романтическое направление спектакля – «Сон Эсмеральды». В отличие от других постановок, мы задействуем всех персонажей. Очень часто в постановках исключают роль поэта Гренгуара, при этом ломается абсолютно все, ломается тот самый сюжет» – поясняет балетмейстер-постановщик Константин Иванов.
Безусловно, жемчужина этой постановки – ведущая солистка балета Елена Раськина, совершенно очаровавшая публику невероятной легкостью танца не только в этой постановке, но и в других представленных балетах. Партию Эсмеральды балерина исполняет с точностью следуя заветам первого постановщика – Жюля Перро, сделавшего в своей работе акцент на драматическую составляющую, которую развивали и дополняли танцевальные номера. Во всех сценах, будь то веселые танцы на площади, лирические дуэты или трагический финал, Елена Раськина поражает как хореографическим, там и актерским мастерством.
Балет «Эсмеральда» завершил программу выступлений Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э.Сапаева на Летних Балетных Сезонах, однако впереди еще целый месяц танцевального марафона на сцене РАМТ. Эстафету принимают: Русский Классический Театр Балета, Национальный Классический Балет и Театр им. Н.Сац.
Расписание и билеты