Любовь и измена, свет и тьма, истина и обман … Московская «Новая Опера» представила первую в России постановку «Стиффелио» Джузеппе Верди – драму о протестантском священнике, которому изменила супруга. Режиссёр Екатерина Одегова, нетривиально взглянув на сюжет, сосредоточилась на внутреннем мире обманутого мужа, потерявшего точку опоры в жизни: раскрыв козни жены, он не может не только взять себя в руки, но и договориться с тем, кому он служит – со Всевышним.
В основе «Стиффелио» современная композитору пьеса «Священник, или Евангелие и сердце» Эмила Сувестра и Эжена Буржуа, увидевшая свет в 1849 году. Спустя год в Триесте (Италия) состоялась премьера оперы, которая провалилась. История пастора, способного простить супружескую неверность, была не принята публикой. Композитор предпринял ещё одну попытку вернуть спектакль на сцену, представив его со значительными изменениями в 1857 году под названием «Арольдо», однако вновь потерпел неудачу.
Опера была забыта до 1960-х годов, когда в библиотеке Неаполитанской консерватории была обнаружена оригинальная партитура «Стиффелио». Первая постановка оригинальной версии состоялась в Парме в 1968 году. В России «Стиффелио» впервые прозвучала в концертном исполнении на Крещенском фестивале в «Новой Опере» в 2020 году, и теперь вышел спектакль.
Режиссёр Екатерина Одегова и её коллега сценограф Этель Иошпа не пытаются осовременить драму и оставляют своих героев в XIX веке, где отовсюду сквозит строгая мораль, герои одеты в наряды Викторианской эпохи, туго с техническим прогрессом и нет влюблённым никакого способа общения, кроме тайных записок, заложенных в книжку, или писем, которые могут перехватить. По иронии судьбы эти записки и письма попадают не в те руки или не вовремя выпадают, интрига творящейся вокруг измены окутывает благочестивого пастора и заставляет изрядно понервничать, и, как оказывается, не зря.
Обманутый Стиффелио придёт в ярость, обуздать её ему не помогут ни обязанности перед паствой, ни знание богословия. Он больше не священник, он – просто человек, который потрясён и переосмысливает весь свой уклад жизни, в том числе своё призвание, он опустил от горя руки и не может их поднять. Герой не последует вердиевскому сюжету, и не получит прощения его кающаяся и растерянная супруга Лина, развязка будет кровавой, финал зловещим.
Минимализм на сцене подчёркивает внутреннее одиночество героев, холодность и чёрствость существующего мира. Здесь сидят на жёстких стульях, одеваются в чёрно-белые тона, секретничают украдкой, в том числе на кладбище, где свежевырытая могила становится метафорой пропасти, в которую катится жизнь Стиффелио. Кинематографические блики (художник по свету – Стас Свистунович) создают эффект саспенса, подвешенного состояния, в котором все здесь оказались, и которое разрешат брызги крови в концовке.
Исполнителю роли Стиффелио Сергею Полякову органично удалось вписаться в образ человека, потерявшего ориентиры, способного от отчаяния наломать дров. Его партии полны скорби, безнадёжности и непредсказуемости, что держит зрителя в напряжении, не даёт ни чуточку ослабить внимание. Раскаявшаяся Лина (Елизавета Соина) – женщина на грани истерики, желающая, чтоб кто-то за неё разрулил сложившуюся ситуацию, а может добрый муж смог бы просто закрыть на произошедшее глаза? Её музыкальные партии полны лихорадочной нервозности и мольбы о прощении.
Руку помощи Лине протягивает её отец – граф Станкар (Анджей Белецкий). Он строит хитроумный план по спасению дочери и наказанию её горе-любовника, то и дело выставляя себя посмешищем. Его действия и пение полны гротеска, трагикомизма. Ему под стать и сам разрушитель семейного очага Рафаэль фон Лойтольд (Сергей Писарев), одетый в кричащее белое пальто, как будто спрашивающий: «А что тут такого?». Он не может ни аккуратно спрятать записку, ни принять удар судьбы, ни убраться восвояси. Хотя мог бы спасти себе жизнь, но погибает раньше Лины от рук её отца, самой же неверной суждено пропасть от гнева мужа, не совладавшего со своей бедой.