Большая часть спектаклей Международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми уже отыграна, линию экватора прочертили спектаклем «Безрукий из Спокэна» театра «У Моста». Концовка истории в трактовке режиссера Сергея Федотова отличается от оригинала: если МакДонах оставляет Кармайкла размышлять или же сожалеть о своей жизни, то Федотов выводит всех героев на сцену. Это представляется неким единением в беде, поддержкой друг друга, ведь за один вечер герои невероятно сблизились. Что будет с ними дальше? Каждый сможет себе ответить только сам.
К «экватору» фестиваль подошел с солидным багажом: представлены публике три версии знаменитой «Королевы красоты из Линэна». Одна – от Минского областного драматического театра (Молодечно), и здесь зрителей погрузили не только в белорусские мотивы, но и окутали напевной речью и песнями, понятными без перевода и субтитров. Вторая – «Королева» в формате split-драмы от Новосибирского областного театра кукол поразила не только тем, что впервые МакДонахом «занялись» куклы, но и тем, как это представили новосибирцы, буквально расщепив на субличности образы персонажей. Своей «Королевой» поделился с публикой и Пермский театр «У Моста».
По мнению театроведов и членов жюри, при всем очаровании белорусского колорита молодечненской «Королеве» стоило бы быть пожестче, в то же время все без исключения отметили подход к сценографии. Елена Ильина, театральный критик, обратила внимание на интересное решение соединения мертвой пленки с живым действом. Марина Тимашева, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, выпускающий редактор журнала «Вопросы театра», отметила потрясающую дикцию актеров, музыку, голос. Эксперимент Новосибирского областного театра кукол стал для жюри предметом большой дискуссии. Георгий Долмазян, режиссер-постановщик московского театра МОСТ, особенно отметил сцены, когда не были видны декорации, тогда создавалось ощущение огромного пространства мира и маленького человека в этом мире.
Свет в темноте смогла найти труппа Республиканского театра Белорусской драматургии в, казалось бы, насквозь темном МакДонахе в спектакле «Калека с острова Инишман».
«Театр – это прежде всего эмоции, то, что идет из сердца» – сказал председатель жюри Виктор Шрайман, режиссер, театральный педагог, Лауреат Международной театральной Премии «Маленький принц» (Сербия). В постановке оказалось очень много света, он буквально был рожден в любви, а МакДонаху, как признали эксперты, очень идет белорусский язык.
Марина Тимашева, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, в первую очередь сказала об эмоциональной реакции зрителей и ее учеников, а также отметила поэтическую стенографию, роскошный танец в начале, и «когда ты видишь, как они танцуют, уже понимаешь, что это совсем плохо кончиться не может».
За светом публику погрузили полностью во мрак – такое впечатление у большинства от спектакля «Человек-подушка» воронежского театра «КОТ». Настолько тонко проработана пьеса как самим МакДонахом, так и коллективом театра. Спектакль шокирует, пугает, подобно «полицейским в тоталитарном государстве» сажает на стул и задаёт самые неуютные вопросы.
В рамках фестиваля работает лаборатория-мастерская молодой критики «Передвижники» под руководством известного театроведа и критика Ольги Галаховой (проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив).
Вера Шамина, профессор, доктор филологических наук, известный специалист и почитатель МакДонаха, поведала о его секретах и «фишках» в лекции «Эволюция творчества Мартина МакДонаха». По ее мнению, МакДонаха неслучайно так часто играют в России – он глубоко психологичен, как вся наша русская классика.
Георгий Долмазян, режиссер московского театра МОСТ, провел мастер-класс «Свободный актер» о владении всем инструментарием актера от тела до голоса и внимания.
Неизменный член жюри фестиваля МакДонаха, профессор и заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валерий Анисенко провел творческую встречу с интригующим названием «Постижение автора. Поиск путей…».
А впереди у V фестиваля Мартина МакДонаха множество интересных постановок от российских и казахстанских театров, разборов с экспертами, лекций и мастер-классов, а главное – новых эмоций и чувств.