Нам уже сложно представить свою жизнь без мобильного телефона, в котором есть электронная почта, соцсети и множество других полезных приложений. Ещё не так давно всё это казалось человечеству фантастикой, а сама высказанная в слух мысль о том, что телефон с интернетом может быть у каждого вызывала просто смех. То, что это реально и за этим будущее, уже в конце 1990-х годов доказало устройство BlackBerry, которое сегодня уже мало кто вспомнит.
Истории создания, расцвета и заката первого смартфона посвящен фильм режиссёра Мэтта Джонсона «Кто убил BlackBerry» – байопика о компании. В российский прокат фильм выйдет 11 мая. Комедийная драма снята по мотивам произведения Джеки МакНиша и Шона Силкоффа «Потеря сигнала: нерассказанная история необычайного взлёта и впечатляющего падения BlackBerry». Впервые фильм «Кто убил BlackBerry» был представлен аудитории 17 февраля 2023 года на 73-м Берлинском кинофестивале, где картину номинировали на премию «Золотой Медведь».
Два чудаковатых инженера из стартапа Research in Motion (RIM) – нерешительный Майк Лазаридис (Джей Барушель) и гиперподвижный Дуглас Фрегин (Мэтт Джонсон) – приходят к топ-менеджеру инвестиционной компании Джиму Балсилли (Гленн Хауэртон), чтобы продать ему фантастический проект – телефон, в котором есть электронная почта. Балсилли не воспринимает их всерьёз, но вспоминает о них, когда его увольняют с работы за излишнее рвение быть первым во всём. Джим убеждает друзей-инженеров работать вместе, наводит порядок в делах стартапа, выстраивает в компании дисциплину и находит способы продать продукт, которого ещё нет.
Здесь начинается история завоевания рынка и человеческих сердец смартфоном BlackBerry, на протяжении которой энергичный Джим Балсилли переманивает в компанию лучшие умы мира сферы IT, создаёт успешную маркетинговую стратегию, но в какой-то момент расслабляется в софитах успеха. Майк Лазаридис постоянно совершенствует свои навыки разработчика, совместно с коллегами становится первопроходцем в мире технологий, но остаётся полным профаном в финансовых и управленческих вопросах.
Третьему содиректору Дугласу Фрегину чужд этот капиталистический мир, где для лидерства нужно работать по 80 часов в неделю и проявлять жёсткость по отношению к человеческим слабостям. Он так и остаётся рубахой-парнем в коллективе, держится в сторонке от центра принятия решений в лице Балсилли и Лазаридиса и в итоге покидает компанию, когда она сталкивается с первыми большими трудностями, но ещё держится на вершине.
Первым звоночком близкого заката становится презентация Стивом Джобсом смартфона с большим экраном и всплывающей клавиатурой, которую в BlackBerry не воспринимают всерьёз. А на разработку похожего продукта решаются в спешке под давлением инвесторов с переходом на быстрое и дешёвое производство. Параллельно всплывают биржевые махинации Балсилли, к которым никто оказался не готов. И с этого момента у BlackBerry нет будущего.
Этот прямолинейный сюжет полон ситуаций, где верные решения принимаются в последний момент, герои попадают в нелепые ситуации или ведут себя, не соответствуя времени и месту, носят ужасные парики, потому что это их стиль, и порой не вписываются в мир деловых людей. Всё это усиливает динамичное развитие событий, которое держит внимание зрителя на протяжении всего фильма.
Крупные планы, подвижная репортажная съёмка, зернистое изображение, а также множество атрибутов 1990-х-2000-х годов (от уже забытых компьютерных игр и интернета через стационарный телефон до кнопочных мобильников и огромных компьютеров) несомненно вызывают ностальгию. А уж если у вас ещё и был смартфон BlackBerry, вам не избежать воспоминаний о том, как удобно было печатать большими пальцами, как звучал фирменный звук клавиш BlackBerry, как спокойно было, что рабочая почта всегда с тобой…