Скорее всего, целевая аудитория этой подборки нагружена и перегружена летними списками обязательной к прочтению литературы, но мы рискнем вторгнуться в них с рекомендациями новинок книжного рынка.
«Бубу и его друзья», Пак Юнсан (пер. Иры Филипповой)
Бумкнига, 0+
Яркий игровой комикс корейской художницы Пак Юнсан посвящен одному из самых быстротечных и, к сожалению, зачастую почти призрачному периоду жизни человека – детству и самым первым школьным годам, когда каждый день – новая игра и новое приключения, а друзья – самые доверенные люди на свете.
Однако вовсе не Антонин, Рауль и Зои, тройка друзей и заодно одноклассников, здесь главные герои, и даже не собака Антонина, годовалый Бубу, а игра сама по себе, проводником в которую и становится в каждой из пяти историй сборника Бубу. Вместе ребята погружаются в Зазеркалье, открывают двери невиданных (и невидимых) замков волшебными ключами, теряются, находятся и, конечно, каждый вечер ложатся спать с предвкушением новых приключений.
«Бубу и его друзья» благодаря небольшому объему и красочным иллюстрация как будто создан для бесконечного пересматривания – каждая картинка наполнена цветами и деталями, а каждая история может стать основой для новых игр и познания мира.
«Будь, что не бывает», Денис Макурин (илл. Елены Потякиной)
Издательский дом «Детское время», 6+
Новая книга мастера поморского рассказа собрала в себе классические сказовые сюжеты и приемы, но при этом оставила и несколько отсылок к современности.
Городская девочка Ксюша приезжает на лето в деревню к бабушке Анисье и дедушке Матвею. Освоив все окружающие игрушки и немногочисленные, на взгляд жительницы каменных джунглей, деревенские развлечения, она просит чего-то новенького. Дедушка не теряется, тут же мастерит не просто матрешку из семи персонажей, но и сказку под каждого из них, вводя в повествование и традиционных обитателей поморских просторов, и местные поверья и приметы, и характерные для северных деревень и сел пословицы и поговорки.
Денис Макурин своими историями, их атмосферой, сюжетами и особенностями локального говора сохраняет вневременную сказочную традицию – со всей присущей ей увлекательностью и «добрым молодцам» уроками, а иллюстрации Елены Потякиной отсылают не только к классическим узорам и мотивам росписей народов России, но и к современным смешанным техникам. Все вместе это делает «Будь, что не бывает», возможно, одной из самых универсальных детских книг текущего года.
«Тропы Аиды», Кристина Стрельникова (илл. Анастасии Нагириной)
Пять четвертей, 12+
Пятиклассница Аида – классическая «не такая, как все». От сверстников ее отличают совершенно особые отношения с окружающим миром. Для нее он не просто живой, не просто наполненный обещанием приключений. Он – ее полноценный собеседник, ведь Аида понимает язык зверей и птиц, умеет колдовать и играть с молниями, ловить сны в самодельные ловушки, а еще находить тайные тропы. И при всем этом она все же остается подростком, которого в школе всегда ждут друзья, новые знания и открытия, но также и кажущиеся на первый взгляд неразрешимыми проблемы…
Тонкими метафорами и яркими образами «Тропам Аиды» Кристина Стрельникова, лауреат премии им. С. Я. Маршака и международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина, говорит с юными читателями о важности принятия себя и принятия как можно раньше, ведь окружение и обстоятельства не всегда стабильны, и никак нельзя в эпоху стремительно меняющегося мира дать потухнуть маленькому внутреннему огоньку, способному провести нас сквозь все жизненные бури и невзгоды.
«Мое босоногое племя. Прощай, бетон!», Стефан Николе (пер. Екатерины Даровской)
Поляндрия, 16+
Прекрасная инициатива главы одного французского семейства, приготовить самым родным и любимым блинчики фламбе, обернулась странной неожиданностью и почему-то привела к пожару за какую-то одну минуту, на которую повар отлучился в уборную… И сразу после все то же, явно привычное к превратностям судьбы, семейство столкнулось с новым сюрпризом – переездом в загородный дом.
Казалось бы, лоно природы – самое место для названных в честь греческих богов ребят, Селены, Гелиоса и Аполлона, но, конечно, сразу и покорно такие изменения принять сложно. Зато к моменту, когда сосед, 78-летний Пепе, решит устроить революцию с помощью баклажанов, вся семья подойдет во всеоружии.
«Прощай, бетон!» – первая серия семейной саги «Мое босоногое племя» и, возможно, самая летняя книга этой подборки, способная подсказать множество идей, как разнообразить (желательно избежать пункта номер ноль и приготовления любых блюд фламбе в многоквартирных и не очень домах) долгие теплые дни и вечера.
«Ирландские сказки и легенды», Уильям Батлер Йейтс (пер. Шаши Мартыновой, илл. Марии Сутягиной)
Подписные издания
Поэт, чье творчество ознаменовало собой ирландское литературное возрождение, и лауреат Нобелевской премии по литературе был и увлеченным фольклористом, что нашло отражение в его поэзии, особенно, раннего периода творчества. Впрочем, сказочные и мифические сюжеты и мотивы не исчезли полностью и в его более поздних текстах.
В сборнике «Ирландские сказки и легенды» отражены все те верования крестьян, которые и определяли на протяжение веков цикл их жизни – как духовной, так и вполне материальной и, конечно, четко противопоставленной прозаичной и подчиненной механизмам (опять же, как духовным, так и материальным) жизни горожанина.
Мастерство же Йейтса, как поэта и драматурга, кроется в том, что даже глубоко проанализировав каждую историю и, скорее всего, несколько разочаровавшись в своих современниках (и/или идеализировав предшественников), он превратил прочитанные и подслушанные мифы в занятные и мелодичные сказки, раскрывать и интерпретировать которые можно бесконечное количество раз, как и находить отсылки к ним в книгах, сериалах и играх – как это и подобает настоящей волшебной сказке.
«Будь ярче! Пьесы молодых драматургов»
КомпасГид, 18+
Одна из немногих книг, написанных подростками и выпущенных в свет, состоит из одиннадцати пьес, созданных в рамках экспериментального проекта «Подтекст: юность» Московского академического театра им. Вл. Маяковского.
Круг затронутых в пьесах проблем широк так же, как и в реальной жизни любого подростка – и выходят эти проблемы на поверхность и во время внутрисемейных драм, и в школьных коридорах. Поражает и жанровое разнообразие – кто-то выбрал антиутопию, кто-то по-своему интерпретировал библейские сюжеты.
Но главным и, пожалуй, самым любопытным остается то, что за каждой историей стоит актуальный и очень личный опыт (возможно, как раз подаривший этому сборнику не особо вяжущуюся с ним возрастную маркировку 18+), не оставляющий возможности отмахнуться от него как от чего-то незначительного, чего-то, что «скоро пройдет», записанный и, таким образом, репрезентирующий новое поколение драматургов в современной литературе. И, возможно, вскоре и в современном театре.