Письма из музыкальной шкатулки. «Почтальон из Лонжюмо» в Новой Опере

В Московском театре Новая опера имени Е.В. Колобова представили премьеру – «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана. Режиссером комической оперы выступил художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Евгений Писарев.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Екатерина Христова

Согласно сюжету, почтальон Шаплу (Валерий Макаров), обладатель прекрасного голоса, отправляется покорять Париж, бросив в первый день супружества молодую Мадлен (Валерия Бушуева). Проходит десять лет, и разбогатевшая жена решает проучить предателя. В финале, по закону жанра, все друг друга прощают и заново влюбляются.

Основой декорации стали три «конверта», опускающиеся сверху открытки с целующимися голубями и офорты. Атмосфера рококо здесь соседствует с современным духом озорства и непринуждённости, превращая историю в легкую шутку. Сценограф Зиновий Марголин и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили всячески развили тему писем. Кляксы и надписи встречаются даже на ярких платьях дам, а «конверт» играет роль спальни молодожёнов, куда они «входят» словно картонные фигурки. Картонность продолжается и в пластике: хореографы Албертс Альбертс и Александра Конникова заставили персонажей двигаться резко, по-театральному вычурно, порой даже карикатурно, подчеркнуто выразительно. В их движениях много современных поз и жестов. Так, время от времени Кузнец (Борис Жуков) покачивается на полусогнутых, почесывая затылок, а Мадлен вообще напоминает куклу из музыкальной шкатулки. Кто-то сможет рассмотреть в ней прообраз героини офорта «Крестьянка на прогулке» Жана Морена. Это изображение наряду с другими опустится над сценой, обрамленное светящейся рамкой.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Екатерина Христова

Отдельно стоит сказать о массовых картинах, которые композиционно выглядят эффектно и динамично. Их рисунок продолжает сюжеты «открыток», рельефно отражая музыкальное содержание постановки. Наряду с насыщенными жёлтым, розовым, зелёным цветами, в нарядах массовки преобладают сдержанные оттенки, а также черно-белые цвета.

Музыкальным руководителем и дирижёром «Почтальона из Лонжюмо» выступил Клеман Нонсьё. С ним вступают в диалог два героя – конферансье или музыковеды, отсутствующие в оригинале либретто Адольфа де Лёвена и Леона Брюнсвика. Сергей Епишев и Олег Савцов не только рассказывают кратко о событиях на сцене, но и пытаются объяснить отдельные эпизоды, шутят, иронизируют над происходящим и друг над другом. По-классике, один из них серьезный и сдержанный, второй – наивный и простой. Такой прием усиливает эффект театральности, придает жанру комической оперы дополнительной салонной опции, хотя иногда и тормозит её темпо-ритм.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Екатерина Христова

«Почтальон из Лонжюмо» – это отличный вариант для тех, кто только собирается познакомиться с оперным искусством или относится к нему с предубеждением. Версия Евгения Писарева деликатно объединяет серьезный жанр с музыкальной комедией. Красочная, ироничная, лёгкая, непринуждённая постановка опровергает мнение о скучности оперы и её сложности. На сцене всё просто и аккуратно, с большим вниманием к зрителю, от которого требуется только одно – поудобнее расположиться в кресле и на несколько часов поверить в шуточный сюжет, поверить в театральное волшебство. Просто поверить. Остальное сделают актеры и музыка!

URL List