Новый спектакль в Театре-студии Всеволода Шиловского «В ожидании сердца» поставлен по пьесе современного драматурга Юрия Полякова. Действие трагикомедии, написанной в 2019 году, разворачивается в кардиоцентре на окраине Москвы, где миллиардер Олег Алапаев ждёт пересадки сердца. По иронии судьбы, Алапаев может купить всё, но только не удачу… Импланты ему не подходят, а жить очень хочется. Ещё бы, ведь несмотря на почтенный возраст, Алапаев настоящий ловелас и сердцеед! Ему даже удалось отбить девушку у собственного сына, сломав тому жизнь. История современная, речь персонажей простая и всем сегодня доступная, а стиль напоминает телевизионный формат ситкома. Тем любопытнее увидеть такой незамысловатый сюжет на сцене классического театра, продолжающего мхатовские традиции.
Всеволод Шиловский выступает в качестве режиссёра и исполнителя главной роли. Он играет не столько характер, сколько символ человеческой природы. Когда-то Алапаев бездумно менял женщин, не заботясь ни о чём, кроме собственной похоти. В сцене-диалоге с первой женой (Виктория Пархоменко), Алапаев не вызывает ни сочувствия, ни понимания. Но постепенно его образ расширяется и за маской старого эгоиста, зритель уже может рассмотреть одинокого, несчастного, в чем-то даже трогательного и наивного человека.
Камерная сцена условно разделена на два пространства. На этих островках свет софита поочередно обрисовывает параллельные события. Так создаётся ощущения динамичного киномонтажа, что ускоряет общий темпо-ритм. Естественно, что в таком дроблении действия усиливается его эмоциональное содержание и пульс. Минимальное использование музыки, точечные звуковые акценты и живое исполнение – добавляют в рельеф постановки выразительной мелодичности, исповедального настроения, а порой и детективного саспенса. На узком, обрамлённом со всех сторон пространстве, зритель будто вступает в тесный диалог с каждым героем истории: оправдывая или осуждая.
Бытовое оформление с множеством деталей, тем не менее не лишено метафоричности. Алапаев будто заключен в Чистилище, где с одной стороны течёт бренная жизнь, а с другой – застыло безвременье. Всеволод Шиловский, с присущей его актёрскому стилю, самоиронией, легко ведёт своего Алапаева по пути перерождения. И этот путь пролегает не от рождения к смерти, а наоборот.
Новый спектакль в Театре-студии Всеволода Шиловского можно назвать «почти документальной историей» в духе рождественских притч о смирении, прощении и любви. А что именно сумеет открыть для себя зритель – современный ситком или ироничный детектив – оставим за кулисами, в ожидании чуда.