«Мой Клоун» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

5 июня в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась премьера спектакля «Мой Клоун». Постановка посвящена одному из самых поэтичных и глубоких сценических искусств – цирку – и его выдающемуся представителю Леониду Енгибарову. Этот спектакль – живая память о клоуне «с осенью в сердце», переносящая зрителя в пространство личных воспоминаний самой Елены Антоновны Камбуровой. Воспоминаний не только о начале её творческого пути, но и о близком друге – Енгибарове, чья биография здесь уступает место попытке осмыслить его внутренний мир и сложную душевную природу.

Действие начинается в гримёрке, скрытой полупрозрачным занавесом. Камбурова смотрит на фотографии: «Это Леонид Енгибаров. Наша дружба с Лёней была недолгой – мы встретились незадолго до его ухода из жизни. Но за это время он стал для меня самым дорогим и близким человеком на этой земле».Занавес опускается, и сцена превращается в ленту воспоминаний.

У спектакля нет чёткой сюжетной линии – он строится как череда цирковых номеров, сменяющих друг друга по настроению: от лёгких и весёлых – к лирическим и грустным. Зритель не услышит диалогов: артисты общаются с залом через музыку и пластику. Главный выразительный приём – пантомима, в которой Енгибаров был признанным мастером.

В постановке задействованы представители разных цирковых жанров: на сцену выходят жонглёр, акробатка, мимы и, конечно же, клоун. Каждый номер – самостоятельная миниатюра, иллюстрирующая разные грани творчества Енгибарова. Связывает их фигура Елены Камбуровой: она несколько раз появляется между выступлениями, делясь трепетными воспоминаниями о своём друге, сохранившимися в её сердце.

Музыкальное сопровождение спектакля подчёркивает многогранность образа клоуна – фигуры, значимой не только в цирке, но и в жизни как метафора. Клоун – тот, кто забирает людские печали, и это внешняя сторона его работы. Поэтому зритель услышит переложенное на музыку стихотворение Юлия Кима «Я – Клоун!» Однако в клоуне есть и внутренняя, трагичная сторона. Печаль, которую он забрал из душ, «одетых в пиджаки», навсегда остается в нем самом. Образ клоуна как бы выворачивается наизнанку, это не смешной площадной шут, а глубокая фигура с внутренней драмой. В спектакле звучат песни из репертуара Владимира Высоцкого. Камбурова исполняет «Канатоходца», а ближе к финалу актёры читают стихотворение «Енгибарову от зрителей», наполненное глубоким драматизмом.

Постановка ломает «четвёртую стену», что близко духу цирка. В какой-то момент начинается иммерсивное действие: артисты бросают в зрительный зал большие надувные шары. На компактной сцене размещаются и музыканты, чья роль кажется второстепенной, но именно они создают звуковую ткань спектакля. Артисты периодически обращаются к ним, усиливая эффект уличного, живого представления.

«Мой Клоун» – спектакль-посвящение. Он наполнен уважением к многогранной личности Леонида Енгибарова и стремится передать его внутренний мир, особую философию клоунады. Смелое и удачное решение – соединение цирковых элементов с театральными средствами. Музыка, пластика, свет и паузы – всё работает на главную мысль Камбуровой: глубокую любовь и признание труда артиста, сумевшего превратить грусть в искусство. Зритель погружается в мир сценического клоуна с его парадоксами, поэзией и безмолвной мудростью.

Автор – Анна Герасимова

URL List