Артисты и куклы, бескрайняя казахская степь и страшные годы советской эпохи… В Музее истории ГУЛАГа играют спектакль «И дольше века длится день», где на сцене появляются настоящие музейные экспонаты – вещи, собранные в экспедициях по местам бывших лагерей. А сама постановка – кукольная мистерия по одноимённому роману Чингиза Айтматова.
Начало 1950-х годов. Жизнь забытого Богом полустанка в Казахстане меняется до неузнаваемости – поблизости строят космодром. В местном суровом климате практически не выжить. Однако жизнь забросила туда семью с маленькими детьми, где отец, бывший военнопленный, оказался на обочине жизни как неблагонадёжный элемент в существующих советских реалиях. Но и тут, в глухомани, его настигает безжалостная государственная машина, всюду разыскивающая предателей и изменников родины.
Крошечный посёлок умещается на маленькой сцене со всеми своими скудными постройками и немногочисленными жителями – все они представлены куклами. Это их мирок, где, вопреки всем тяготам, они научились довольствоваться малым, радоваться жизни и ждать чуда, пусть единственным его источником и является железная дорога, где поезда ходят нечасто. Зато можно сказать детям, что Дед Мороз не дождался их пробуждения, потому что его поезд стоял всего три минуты.
Тут каждый житель – личность, знающая себе цену, уверенная в своей правоте, имеющая свою точку зрения, думающая о том, что оставит после себя. Герои-куклы много разговаривают, их диалоги местами переходят в монологи-мысли. Здесь даже у верблюда свой взгляд на жизнь, не зря постановщики представили его с человеческой головой.
Но вокруг есть огромный мир, который опасен. Пришельцев из него играют актёры. Возвышаясь над куклами, они символизируют безграничную власть этих чужаков над простыми смертными, по сути, куклами, игрушками в руках государства. Людей из внешнего мира волнуют материальные блага и продвижение по службе, и неважно, какими способами они этого добьются.
В спектакле множество придумок, воплощающих разные локации и обстоятельства. Тюремные застенки переданы одной лишь табуреткой и тусклым светом, обстановка допросов у следователя – одной лишь настольной лампой, особо охраняемая зона космодрома – лишь вышкой надзирателя. Замкнутая жизнь степного посёлка обозначена паровозом, который движется по кругу, а показное благополучие большой страны – постановочными кадрами заезжих репортёров.
В постановке воплотилась короткая зарисовка о жизни маленького человека в огромной стране в эпоху испытаний. Уникально, что так живо и документально её воплотили театром кукол. Спектакль, созданный Творческим объединением «Таратумб», стал победителем национальной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» (сезон 2016/2017).