Уйти с работы в 5 утра, а к 13 часам приехать на неё вновь. Работать в отпуске, потому что не можешь подвести своих клиентов и коллег. Порезать вены, чтобы было законное основание не ходить на работу. Пить корвалол от того, что, отработав 14 часов, ты всё равно не можешь уснуть. Страшно? Да, но это жизнь. В Театре.DOC идёт спектакль, посвящённый очень актуальной теме, – «Что делать с выгоранием?».
Поколение, не видавшее войн и голода, с виду вполне благополучное, накрыла совсем другая беда. Мы привыкли быть на связи 24 часа в сутки, готовы в любой момент сесть и быстро поработать, регулярно выкладываем фоточки в соцсети из мест, которые мы посещаем, а уезжая в отпуск, берём свою работу с собой. Только во всей этой непрерывной деятельности, в массе невероятно важных дел (которые, на самом деле, никому не нужны), мы совершенно забыли о себе.
Спросите себя! Сколько вы перерабатываете? Вы получаете кайф от того, что вы делаете? Если нет, тогда зачем всё это? Хорошо ли вы спите? Сколько вы отдыхаете? Давно ли вы встречались с друзьями? У вас есть хобби? Действительно ли вы хотите куда-то ехать в отпуск – может вам комфортнее лежать дома на диване? А ещё задумайтесь о своём самочувствии! Нет ли у вас регулярного повышения температуры? А может постоянный гул в голове? Или тошнит по утрам? Может есть не хочется?
На сцене Театра.DOC оживают 7 типажей современных трудоголиков и перфекционистов, которые «сгорели» на работе. Причём один из них – психотерапевт, пытающийся вытащить из этого состояния других людей. В монологах героев звучат факты из современной жизни, которые можно озаглавить фразой «Так жить нельзя». Потому что нельзя спать по 2 часа в сутки, работать по 12-16 часов, упрекать себя за то, что тратишь время на поездку в метро, в то время как другие работают, а кататься на лыжах, лишь потому что это модно и навязано обществом.
«А ты попробуй кого-нибудь подвести», – даёт задание психотерапевт своей клиентке. Сама же она своих клиентов не подводит. Да и выполнить это задание слишком сложно. Проще поднапрячься и сделать работу до окончания дедлайна, быть безотказной и для всех хорошей, не просить помощи, ведь это слабость. Но при этом пить антидепрессанты и разучиться радоваться жизни. Помимо монологов звучит печальная статистика о потерях экономики от депрессий, влиянии работы в отпуске на воспоминания и т.п.
В определённый момент актёры, сидящие полукругом, задают вопрос залу: «С кем это было?». Руки поднимает большая часть собравшейся публики. Артисты предлагают зрителям поделиться свои опытом выхода из ситуации под названием «выгорание». Те, кто решается взять слово, рассказывают о том, что их заставило остановиться и изменить свою жизнь. Или как не поддаваться выгоранию, среди вариантов – наличие хобби, цели или личной заинтересованности. Финалом спектакля становится своего рода видеопослание из далёкого будущего, где выполнять работу будут роботы и вопрос выгорания на службе стоять не будет.
Текст к спектаклю написала Настя Николаева, журналист, пережившая выгорание на собственном опыте. Она взяла интервью у множества людей, столкнувшихся с похожими симптомами, и обобщила их. Пьесу поставил Владимир Морозов с другими выпускниками Московской школы нового кино под кураторством Юрия Муравицкого. То, что получилось, они назвали спектаклем-терапией.