Послевоенное время, разруха, нет материальных благ, но есть человеческий дух, способный отстроить новое, лучшее, будущее. Об этом спектакль «Счастье моё» режиссёра Андрея Горбатого-младшего в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» под руководством Григория Козлова.
В его основе пьеса Александра Червинского «Счастье мое…», это рассказ о послевоенной жизни, о смене эпох, поколений и характеров. История о странной девочке Вике, одержимой идеей сохранения своего внутреннего мира путем рождения ребенка. Вика – дочь врага народа, после детского дома живущая в каморке школы и работающая в ней же пионервожатой. Однажды она приводит в свою каморку совершенно незнакомого парня, от которого требуется только одно – зачать ребенка.
Все персонажи пьесы – уходящие натуры. Интеллигентный учитель Оскар Борисович, «человек XIX века», молча совершающий благородные поступки; директор школы Лидия Ивановна — суровый блюститель нравов с добрым сердцем; и сама Вика — настоящая пионерка, несчастный ребенок, придумавший себе собственную теорию жизни. И посреди этого пасторального пейзажа ржавой арматуриной торчит моряк Сенечка. Не то чтобы он плохой, подлый, низкий, но он – абсолютно инородное тело, другая сущность.
Режиссёр Андрей Горбатый-младший создает на сцене два мира: мир мыслей и образов, как ему и положено, сверху, а все материальное на земле. В мыслях обитают умершие родители Виктории и директор школы Лидия Ивановна, постоянно вставляющая колкие замечания о происходящем. Внизу, то в своей каморке, то в классе ботаники, бродят Вика, тихая тень – Оскар Борисович, и Сенечка. Именно так, не Семен, а Сенечка, и этим все сказано. Это имя так часто произносит Вика, что от него начинает подташнивать. Неспособный любить, совершать поступки, хоть в чем-то быть мужчиной, этот морячок ну никак не может быть достойным отцовства, но других нет.
Сверху, посреди незримого мира, находится дверной проём, рама – своего рода портал из мира нематериального в земной. Сквозь него транслируются мысли о боге и справедливости, сидя в нём, Сенечка открывает для Вики своё истинное лицо, вместо образа, который она себе воображала, в нём же появляется девочка, которую вот-вот Вика родит.
На Арине Лыковой, исполняющей роль Виктории, замкнут весь спектакль и на ней же он держится. Искренне и честно живущая своей Викторией, Арина не делает пауз. Перепрыгивая из одной эмоции в другую, она – то маленькая девочка, то почти сумасшедшая мать, то влюбленная девушка, то мудрая старуха. Её героиня смела, и одновременно наивна, верит в жизнь по плану, но в то же время постоянно взваливает на себя непосильный труд – то ремонт в школе, то идею вырастить ребёнка в одиночку.
Создатели спектакля простыми, но эффектными способами смогли передать на сцене и атмосферу школьного ботанического сада, и морозного ветреного вечера, и состояние человека как части социума. Видеопроекция воспроизводит на сцене образы, свет и звук ей помогают, а для полноты восприятия на сцене появляется даже живая бабочка. Но не только как символ живой природы, но и как символ жизни, способной возродится из руин.
Авторы – Анна Смолякова и Наталия Алейнова