«Дон Кихот» – один из лучших классических балетов, который с успехом идет по всему миру. Историю о рыцаре Дон Кихоте, пребывающем в мире фантазий, о любви красавицы Китри и цирюльника Базиля поставил в далеком 1869 году Мариус Петипа. В 1902 году появилась редакция Александра Горского, ставшая самой популярной. Но Рудольф Нуреев сделал свою версию «По Петипа» (и Горскому) по памяти, тщательно изучив первоисточник – роман Мигеля Сервантеса. Он раскрасил «Дон Кихота», сделав его ярче, комичнее, виртуознее. Версия Нуреева – это торжество блистательного мастерства, страсти, свободы. Свободы не хореографической, а артистической. И теперь эта версия (впервые!) появилась в России. Спасибо за это МАМТ и Лорану Илеру, который 20 лет танцевал партию Базиля в Opera de Paris, а теперь бережно перенес «Дон Кихота» на сцену Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Колоссальная работа по восстановлению хореографии, оригинальных костюмов и декораций Николаса Георгиадиса была проделана с очень трепетным и уважительным отношением к Рудольфу Нурееву.
С первых тактов балет врывается на сцену волной энергии и танцевальной выразительности, где особенно подчеркнуто благородство мужского танца. У всех глаза горят азартом, каждая партия – отдельная история, яркий рисунок, убедительное развитие характера. Кажется, все испытывают искреннюю радость от танца и движения – будь то виртуозные пируэты или взмах руки. Даже на генеральной репетиции артисты поражали точностью и филигранной техникой исполнения мельчайших деталей.
Базиль в редакции Нуреева более красочный, виртуозный и весёлый. В его вариациях чувствуется музыка танца, языком которой Нуреев обладал в совершенстве. Этот Базиль – не романтический принц, а озорной влюбленный, со страстью в глазах и прыжке. Чтобы исполнять сложный, насыщенный рисунок, который требует особенной виртуозности в ногах, нужен очень сильный танцовщик. На генеральной репетиции партию Базиля исполнял Денис Дмитриев, и он не только справляется с танцем, он исполняет его чисто и легко, не упуская ни единого момента, чтобы проявить актёрский талант.
Ксения Шевцова, исполняющая партию Китри, снова раскрывает свой актёрско-танцевальный талант. Её точность и легкость движений чудным образом сочетаются с игривостью Китри. Она скромная, но требовательная, озорная, но страстная. С Денисом у них сложился очаровательный дуэт.
В первом действии артистам удаётся перенести всех зрителей на площадь испанского города, где кипят жизнь, страсти, необузданная веселость. В хореографии Нуреева сделан акцент на сольных партиях, рисунок кордебалета кажется более простыми, но при этом более эффектным. Может быть, дело в общей динамике действия, где кипит жизнь и нет места для скуки.
Во втором акте действие происходит в цыганском таборе – царстве темперамента. Снова забойные партии, которые артисты исполняют очень технично. После всего этого буйства наступает сон Дон Кихота, и мы оказываемся в царстве дриад. Призрачность, загадочность их мира чарует, изящные балерины нежно парят над сценой, почти растворяются и ускользают.
В последнем акте веселость достигает высшей точки. Любимый многими момент, когда Базиль «убивает» себя, обыгран очаровательно. А в конце все празднуют, кажется, не только свадьбу Китри и Базиля, а ещё то, что труппа проделала огромную работу, отлично справилась с ней и теперь такой праздничный балет есть и у артистов, и у зрителей МАМТ.
«Дон Кихот» в МАМТ – это пышная постановка с яркими декорациями, ослепительными костюмами и, что более важно, – страстными и азартными исполнителями. Поздравляем театр с тем, что в репертуаре теперь есть такой праздничный спектакль.