«Скажу словами барона Мюнхгаузена: я дарю вам тридцать второй день. Это саундрама, и я в неё верю»
В. Панков
С 25 ноября по 8 декабря в рамках программы фестиваля «Неделя будущего театра» пройдет Международная творческая лаборатория молодых композиторов и режиссеров «Акустическая читка». Это совместный проект Лаборатории будущего театра ГИТИСа с Центром драматургии и режиссуры и студией SounDrama при участии ансамбля Omnibus. Мы побывали на пресс-конференции, где ректор ГИТИСа Григорий Заславский, художественный руководитель ЦДР Владимир Панков и музыковед и преподаватель Владислав Тарнопольский рассказали, чего ждать от лаборатории акустической читки — самого интересного и необычного мероприятия фестиваля.
«У Консерватории несколько учебных корпусов, и самый дальний из них, в глубине переулка, подходит вплотную к зданию ГИТИСа. Между ними стена. Ни двери, ничего нет, и только по верху — видимо, на всякий случай — идёт колючая проволока», — рассказывает Владислав Тарнопольский.
Ситуация метафорична: современной музыке остро не хватает коммуникации с другими видами искусств, несмотря на то что многие спектакли уже не обходятся без микрофонной стойки, а артисты и музыканты выходят на сцену вместе.
Но театральное направление SounDrama, похоже, способно сломать барьеры. Новый интегрированный жанр доказывает свою актуальность на практике. Как у любящих родителей, из союза звука и театра получаются оригинальные творческие «дети» — спектакли. Так считает Владимир Панков, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры и преподаватель эстрадного факультета ГИТИСа, который впервые обратился к звуку как к равноценному участнику театрального процесса и основал студию SounDrama.
По этому направлению уже выпускается курс в ГИТИСе, но знаний и опыта накопилось так много, что преподаватели хотят передавать его дальше — не только студентам, но и состоявшимся профессионалам, жаждущим сказать новое слово в театре.
Так возникла лаборатория «Акустическая читка». Её цель — исследовать взаимоотношения режиссёра и композитора при создании спектакля. Каждый год около ста деятелей искусства из разных городов и стран проходят отбор и становятся частью лаборатории, где вместе создают саундраматический спектакль.
Лаборатория движется по истории в обратном направлении. Два года назад участники работали с современной драматургией. В 2018 воплощали на сцене поэзию шестидесятых. В этом году пришло время классики: зрители увидят на сцене новое прочтение пушкинских «Повестей Белкина».
Пять повестей — пять команд, в каждой из которых свой композитор, хореограф, режиссёр, актёры и танцоры. Десять дней они будут разрабатывать концепцию, неделю — интенсивно репетировать вместе, а в завершение фестиваля покажут спектакль. Попасть на него можно будет бесплатно по регистрации. Также спектакль будет транслироваться в социальных сетях ЦДР. Обычно в рамках лаборатории проходит всего один-два показа, но участники предыдущих лабораторий специально собирались в Москве, чтобы зрители снова смогли увидеть результат их работы. Кто знает, может быть, так случится и в этом году.
Кроме акустической читки, на Неделе будущего театра (с 25 ноября по 8 декабря) кыргызский театр покажет спектакль «Демон», а также состоятся лекции и концерты традиционной народной, современной академической и саундраматической импровизационной музыки.
Автор: Мария Крашенинникова-Хайт
Фото: ТАСС