Сегодня театру МОСТ исполняется 20 лет! МОСТ – это маленький уютный театр с огромной историей, который всегда с радостью и любовью встречает зрителей на своих спектаклях. У МОСТа много поклонников, которые возвращаются на спектакли театра снова и снова, и всё это потому, что постановки там настоящие, душевные и профессиональные.
Этот театр появился в центре Москвы совсем не внезапно – он начинал свой путь как Студенческий театр МГУ. Мы про эпоху Ролана Быкова в нём и про эпоху Сергея Юткевича. В 1981 году в Студенческий театр МГУ пришёл режиссёр Евгений Славутин и директор Ирина Большакова. Они до сих пор возглавляют театр и полностью изменили его жизнь и судьбу.
Первые спектакли Славутина на сцене Студенческого театра («Удача по скрипке» и «Счастливый неудачник») имели такой успех, что уже через 2 года он получил должность главного режиссёра. В годы перестройки СТ МГУ занял ведущие позиции в культурном сообществе Москвы. Так, премьера спектакля «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» по «паратрагедии» Виктора Коркии в постановке Евгения Славутина стала самым громким театральным событием Москвы 1988 года. Главные действующие лица — Сталин и Берия. Текст пьесы даже для «нового мышления» казался чересчур смелым и опасным. Тем не менее, Худсовет МГУ разрешил выпустить спектакль.
Но времена изменчивы, и биография театра всё равно содержит грустные страницы. В 1994 году встал вопрос о передаче Дома культуры на Моховой, где с 1920 года располагался театр, православной общине МГУ. Труппу СТ МГУ выселили, и в течение многих лет у нее не было своей сценической площадки. Это было сложное время, но театр не прекратил существование.
9 декабря 1999 года на сцене ДК МГУ на Воробьевых горах состоялась торжественная презентация Московского открытого студенческого театра – театра МОСТ. С этого момента МОСТ приобрел статус государственного — наряду с ведущими профессиональными театрами Москвы. Спустя полвека мечта Ролана Быкова реализовалась.
Торжественное открытие при участии мэра Москвы не решало всех организационных проблем. Почти 10 лет МОСТ был вынужден «скитаться» по разным зданиям и сценам, пока, наконец, не оказался в специально выделенном Департаментом культуры доме на Большой Садовой. Это была радостная новость – своё собственное здание! Но в нём не было почти ничего: никакого ремонта, голые стены…
«Мы долго думали, как сделать так, чтобы здесь поместились и репетиционный зал, и зал для зрителей, и место для хранения костюмов и декораций, и кабинеты для администрации, — комментирует Ирина Большакова. — Целыми ночами я чертила план будущего театра. Во время ремонта возникла трудность: нужно было прорубить проход в капитальной стене, которая делила здание на две части. Получить разрешение на подобную операцию было практически невозможно. Когда мы освободили стены от панелей, оказалось, что ровно в том месте, где нам нужен проход, существует дверь начала XX века. Таким же образом решились другие проблемы: мы снимали обшивку и находили еще несколько “потайных” дверей».
В течение двух лет было выстроено комфортное для работы пространство. Когда были закончили основные ремонтные работы, встал вопрос об оформлении театра. «То, что театр будет белым, решил Евгений Иосифович. Причем сразу и категорически, — рассказывает Большакова. — Многие возражали: было непонятно, как на сцене с белыми стенами выставлять свет. Впоследствии мы решили эту проблему: купили специальные световые приборы, которые используются только в телестудиях. Я думаю, видение Евгения Иосифовича было связано с тем, что для него театр — “это праздник, который всегда с тобой”. И забираться в «черную коробку», цвет которой является традиционным для камерных театров, ему совсем не хотелось». В 2010 году МОСТ открыл первый сезон на собственной сцене.
Спектакли-долгожители
Многие спектакли, поставленные еще на сцене СТ МГУ, “перекочевали” в МОСТ. Например, «Счастливый неудачник», поставленный Евгением Славутиным по одноименной повести Вадима Шефнера. Спектакль идёт на сцене с 1982 года и не перестаёт пользоваться большим успехом у зрителей: билеты раскупаются на несколько месяцев вперёд.
Сохранился и редкий для театральной Москвы жанр кабаре. Первый спектакль этого жанра — «Синие ночи ЧеКа» — был выпущен в 1989 году. А в августе 1990 года в течение 25 дней он с невероятным успехом шел на крупнейшем международном театральном фестивале в Эдинбурге. МОСТ неоднократно возвращался к этому жанру: в конце 1990-х гг. в течение нескольких сезонов на крупнейших сценических площадках шло доктор-шоу «Кабаре 03». В шоу принимали участие Максим Галкин, Ирина Богушевская, группа «Несчастный случай» и другие будущие звезды российской эстрады.
На сцене МОСТа была создана новая сценическая версия, получившая название «Сны на Патриарших». Это уникальная серия спектаклей, которую можно увидеть лишь однажды — в дни новогодних праздников. Каждый год программа кабаре обновляется заново, и зрители получают возможность увидеть, как прямо на сцене, в одно мгновение сбываются их мечты.
В октябре 2018 года состоялась премьера «Вальпургиевой ночи», приуроченная к 80-летию Венедикта Ерофеева. Евгений Славутин уже обращался к этому произведению в 1989 году: тогда поставить пьесу автора, не издававшегося на территории СССР, было большим риском. «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» существовала только в рукописном варианте, хотя поэмой «Москва-Петушки» уже зачитывались по всему миру. Премьера стала новой театральной сенсацией: Славутин отказался от сокращения текста, и в итоге спектакль длился 4,5 часа. «Я уже дважды был на репетициях, — писал Венедикт Ерофеев сестре зимой 1989 года, — и главный режиссёр Славутин произвёл самое благоприятное впечатление: педантичен, криклив, неутомим».
Новая версия «Вальпургиевой ночи» Евгения Славутина — это вызов общественно-политическому и личному устроению сознания современного человека. По словам режиссера, спустя 30 лет мы оказались в мире, описанном в трагедии. Действие пьесы относится к началу 80-х годов, периоду распада СССР. С 30 апреля на 1 мая пациенты психиатрической больницы переживают самую счастливую — и гибельную — ночь в своей жизни.
Конечно, театр не планирует останавливаться на достигнутом. Уже сегодня, в день двадцатилетия театра, открывается новая сцена на Новинском бульваре. Здесь будут проходить детские спектакли и занятия учебной актёрской студии. К постановке готовятся премьеры, каждые полгода художественный руководитель Евгений Славутин проводит наборы в учебную студию. Благодаря уникальному творческому пространству молодые артисты получают возможность не только обучиться актёрскому мастерству, но и найти друзей и единомышленников на всю жизнь.
При написании статьи использованы материалы пресс-службы театра МОСТ (Анастасия Тихова)