Вот уже двадцать лет существует фестиваль «Протеатр», и в шестой раз он проходит в Москве в формате международных встреч. В 2020 году спектакли из России и Европы объединились под темой презентации/репрезентации. Наталья Попова, главный организатор и идеолог фестиваля, а также художественный руководитель интегрированной театральной студии «Круг», перед началом первого спектакля поясняет: презентация — это разговор о себе любыми средствами, а репрезентация опирается на сложные творческие приемы, но в конечном счете тоже приводит к высказыванию о личном. Эти процессы перетекают один в другой, и главной задачей фестиваля становится познание и предъявление: не только людей с инвалидностью, но всех зрителей в контакте с происходящим на сцене. И международность, и инклюзивность, и просто встреча человека с человеком порождают контакт непохожих миров. Их общим языком становятся движение и музыка.
Открывается фестиваль глобальным пластическим размышлением о будущем. Фабула спектакля «Футуроны. Единицы будущего», созданного студией «Круг», похожа на советскую фантастическую литературу: отважные космонавты отправляются исследовать вселенную, сталкиваются с неизведанными опасностями и скучают по дому, а когда возвращаются на Землю, обнаруживают перестроившееся общество, в котором им больше нет места.
Постановка похожа на сборник этюдов, который сопровождает живой ансамбль с контрабасом, гитарами, скрипкой, флейтой и женскими голосами. Музыка создает дополнительное эмоциональное измерение и безошибочно подсказывает зрителям и актерам, когда должно быть грустно, а когда страшно.
«Команда — это единый организм», — заявляет электронный голос в начале. Так и остается на протяжении всего действия: исполнители работают слаженно и с опорой друг на друга создают единый рисунок спектакля. Каждый артист использует свое тело как художественный инструмент, но, несмотря на синхронные этюды с одинаковыми движениями, ни один не похож на другого. В неидеальности и взаимной поддержке рождается человечность, которую герои-космонавты проносят через звезды и возвращают на родную планету. На Земле будущего их ждет жестко иерархизированная антиутопия, в которой испытывать эмоции и быть неидеальными позволено только дикарям. В итоге бывшие космонавты сами становятся объектами исследования: их жизнь ускоренно прокручивают от детства к смерти и разглядывают через лупы. А зрители, как исследователи извне, остаются размышлять над образом будущего.
Пока российский коллектив инклюзивного театра рассуждает о том, что всех нас ждет впереди, европейские постановщики выбирают индивидуальный разговор о настоящем. Три работы представлены одна за другой на второй день фестиваля.
Испанский тандем хореографа Антонио Килеса и исполнителя Эллиота Баэцы создает сюжет о самопознании, который называется по имени артиста: «Эллиот». Не имея возможности выразить себя в словах, герой спектакля — воплощающий то ли одного человека, то ли всё человечество — пытается разглядеть себя в зеркале, осознать через звук, отраженный от мира (здесь помогают ксилофон и «Болеро» Равеля), и постичь в движении.
Следующее пятнадцатиминутное соло хореографа и танцовщика Шайлеша Бахорана подходит к теме инклюзии с другой стороны. Его мини-спектакль «Наследие» посвящен культурным традициям и соединяет индийский танец с элементами брейк-данса (здесь можно разглядеть параллель с творчеством Акрама Хана).
Случайно совпадение или нет, но в обеих постановках исполнители задействуют световой круг, обозначенный прожектором на сцене. В первом случае это место для самопознания, а во втором — зона видимости, где человек старается соединить части разных культур в единое целое, достичь инклюзии с обществом и самим собой. И хореографически, и психологически процесс поиска и интеграции динамичен, поэтому бессюжетный танец приковывает внимание зрителей.
Третье сольное выступление предстает как квинтэссенция познания себя через борьбу и преодоление. Это «REDO» — хореографический моноспектакль нидерландца Редуана Айн Читта, срежиссированный Шайлешем Бахораном. Здесь физические отличия становятся художественным приемом, подчеркивающим тему спектакля — контраст ограничений и мастерства.
Исполнитель высвечивает фонариком свою руку с тремя пальцами и другую руку без локтевого сустава, демонстративно медленно опускает штанину на протезе ноги — и всё ради того, чтобы через минуту зрители забыли об этом вовсе, поскольку на сцене рождается сильный, мастерский танец-противостояние. Редуан Айн Читта — профессиональный брейк-дансер, и его владение телом заставляет пережить сильное эмоциональное потрясение. Оказывается, совершенно неважно, как устроены твои конечности, если ты последовательно движешься к себе.
Задача фестиваля особого искусства — не только поддерживать инклюзивное театральное творчество, но в первую очередь говорить о человечности. «Неидеальная» физиология помогает зрителям встретиться с телесностью, в том числе собственной. Интересно, что чем больше погружаешься в инклюзивный театр, тем менее значимыми кажутся отличия. А поскольку идентичных людей не существует, у всех, кто непохож друг на друга физически и психологически, по полу и возрасту, по убеждениям и пристрастиям, есть возможность сделать поиск себя или чего-то общего предметом художественного высказывания.