В этом году 92-я церемония «Оскар» перевернулась с ног на голову. Впервые в истории премии главный приз получил фильм не на английском языке. И не только главный приз. Фильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо взял сразу четыре «Оскара» в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший иностранный художественный фильм». «Паразиты» действительно блестящая работа, но не ей одной славен Пон Чжун Хо.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/knjf8xc36lyt2scx28pvia-1.jpg)
Фильмы этого режиссера объединяет невозможность классификации по какому-то определенному жанру. Во всех картинах смешаны и социальная сатира, и черная комедия, и семейная драма, и жуткий триллер, и прочие жанровые построения (за исключением совсем уж сладкой мелодрамы). Но лейтмотивом всех работ все же является классовое неравенство.
«Я не великий специалист по жанрам и их условностям. В Корее есть такой термин — «случайный танец», когда ты двигаешься в такт музыке, но абсолютно беспорядочными, случайными движениями. И чтобы так танцевать, не нужно знать историю танца, особенности разных мировых стилей — ты просто слушаешь свое тело. Мне кажется, я примерно так снимаю кино» – говорит режиссер.
Еще одной особенностью Пон Чжун Хо является то, что он говорит на острые темы без прямых обвинений. Он обрисовывает ситуацию с разных сторон и предлагает зрителю самому решать, кто прав, кто виноват, и какие действия привели к такому финалу. А финал всегда неоднозначный.
Европейскому зрителю, вероятно, стоит начать знакомство с творчеством этого режиссера с фильма «Сквозь снег» – первой двуязычной картины Пон Чжун Хо, вобравшей в себя поистине звездный (и привычный) состав: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Оливия Спенсер, Джон Херт, Люк Паскуалино.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/960x540-1.jpeg)
Картина рассказывает о недалёком будущем, когда вследствие ошибки ученых, на Земле наступил ледниковый период. Выжившие люди остались только в поезде, едущем по закольцованной вокруг земного шара железной дороге. В первых вагонах, конечно же, с комфортом расположились богачи, а в хвосте – бараки, в которых царит нищета. Восстание неизбежно.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/maxresdefault-1-1024x576.jpg)
Еще одна двуязычная картина Пон Чжун Хо «Окча». История о борьбе маленькой девочки с огромной корпорацией, создавшей генно-модифицированных свиней огромных размеров, якобы с целью накормить всех голодных. Свинок должны вырастить фермеры из разных стран. И самая большая и красивая свинка вырастает в корейских горах у старого фермера и его внучки. Корпорация забирает свой продукт, но девочка не собирается отдавать лучшего друга.
Злодейку снова играет Тильда Суинтон (даже двух злодеек), а лицемерного любителя животных Джейк Джилленхол в абсолютно карикатурном воплощении. Интересно, что в этом фильме режиссер обличает не только капитализм, для которого нет ничего святого, но и противостоящих ему всевозможных активистов и зоозащитников, ведь у них «на войне все средства хороши». У «Окчи» не было международного кинопроката, только стриминг на Netflix, благодаря которому фильм увидели зрители во всем мире.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/1628426-651695-1.jpg)
О восходящей звезде корейской кинорежиссуры заговорили в 2003 году после выхода картины «Воспоминания об убийстве», сюжет которой основан на реальной истории. В период с 1986 по 1991 годы в корейском городе Хвасон орудовал маньяк, насиловавший и убивавший женщин. Расследование не давало результатов, но было самым масштабным в истории страны, а число подозреваемых составило 21280 человек.
В центре фильма двое детективов, которые пытаются не раскрыть преступление, а закрыть дело, вешая вину на любого подозреваемого, под пытками заставляя его признаться. Но все меняется после приезда столичного детектива, который действительно настроен найти виновного. В этом фильме впервые появляется актер Сон Кан Хо, ставший впоследствии своего рода талисманом режиссера, и сыгравший в четырех его фильмах, включая «Паразитов». Интересно, что в реальной жизни серийного убийцу нашли только в 2019 году.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/getimage-1.jpeg)
Пон Чжун Хо, помимо множества премий международных фестивалей, побил рекорд кассовых сборов в Корее, выпустив в 2006 году хоррор-боевик «Монстр» (переведенный у нас как «Вторжение динозавра»). Этот фильм собрал на родине рекордные 60 миллионов долларов и привлек в кинотеатры почти 11 миллионов корейцев.
История начинается на военной базе, в лаборатории которой безответственные ученные принимают решение утилизировать химикаты в реку Ханган. В результате в реке заводится чудовище, которое однажды вырывается наружу. Фактически Пон снял для корейцев свою «Годзиллу» – национальный блокбастер, в котором обычная семья вынуждена противостоять не только монстру, но и государству, скрывающему свои чудовищные ошибки.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/scale_1200-1.jpeg)
От фантастических монстров режиссер переходит к «монстрам» в человеческом обличие. Фильм «Мать» практически повторяет фабулу «Воспоминаний об убийстве». В небольшом провинциальном городке убита девушка. Полиция хватает самого беззащитного парня – деревенского дурачка. Мальчик нищий и помогать ему никто не собирается. Кроме матери, которая не верит обвинениям и сама пытается быть и детективом, и адвокатом. Эта картина вышла у режиссера тревожной и грустной, иногда абсурдной, а иногда потрясающе красивой. История одиночества и материнской любви, не знающей границ, но скованной социумом и государственной машиной.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/05/oblozhka-1-1024x640.jpg)
Об оскароносном фильме «Паразиты» сказано уже, наверное, все что можно. Так что ограничимся мнением, что четыре статуэтки он получил не зря.
Биографическая справка:
Пон Чжун Хо родился 14 сентября 1969 года в городе Тэгу, Южная Корея. Вырос в творческой семье: отец Бонг Чжун Хо занимался графическим дизайном, а дед Пак Тайвон был известным писателем.
Интерес к кинематографу Пон Чжун Хо начал проявлять в средней школе. Несмотря на явную предрасположенность к визуальному искусству, он по настоянию родителей поступил в Университет Йонсей в Сеуле, на факультет социологии. Отдав тем самым дань родителям, по окончании университета, молодой человек прошел двухлетнее обучение в Корейской академии киноискусства. За время, проведенное там, снял много короткометражных фильмов, а его дипломные работы были показаны на международных кинофестивалях в Ванкувере и Гонконге. Дебютировал в полнометражном кино в 2000 году фильмом «Лающие собаки никогда не кусают».