Режиссер Олег Долин продолжает работу в эстетике площадного театра. После великолепной «Зобеиды» в РАМТе и не менее замечательной «Женщины-змеи» в Театре на Малой Бронной, а также «Снегурочки» в Театре Наций пришла пора главного героя-мужчины.
Легкая «короткометражная» пьеса Мольера «Лекарь поневоле» – отличный способ непринужденно нырнуть в долгожданный театральный сезон после столь долгого вынужденного перерыва. А по окончании спектакля можно воспользоваться советом режиссера: «Это легкая пьеса, похожая на брызги шампанского, когда люди выходят из театра в хорошем настроении, не нужно бежать на последний поезд – постановка задумана автором всего на час – и можно успеть зайти в кафе, выпить бокал вина, поговорить о чем-то приятном».
Например, можно в который раз удивиться тому, что пьеса, собранная из простых эскизов, как говорят, «на коленке», имела огромный успех у публики еще во времена Мольера, и совершенно затмила «Мизантропа», которому был оказан довольно холодный прием. Предполагал ли Мольер, что тот «пустячок», который он назвал «Лекарем поневоле» станет самой репертуарной его пьесой и многие, даже не годы, а века, будет ставиться с успехом по всему миру?
Предположим, рецепт Мольера был таков: нужно обидеться на весь свет за недостаточно тепло принятую пьесу, и, в отместку, взять самых простых персонажей, предложить им самую нелепую ситуацию, добавить немного любви и приправить буффонадой.
Дровосек Сганарель – весельчак и пьяница. В доме его пусто, дети голодные, а жена Мартина часто ходит битой. Случайные путники, разыскивающие лекаря, дают Мартине возможность отомстить драчуну-мужу, и она указывает на него, как на знаменитого целителя. Но предупреждает, что он будет отрицать свою профессию, а чтобы он сознался, его нужно хорошенечко побить. Но Мартина просчиталась, Сганарель успешно справляется со своим новым амплуа, а простодушные пациенты щедро ему платят.
Олег Долин и актеры спектакля предлагают публике немного повалять дурака вместе с героями пьесы, забыть о мире вне театра и просто посмеяться над историей о том, как не надо злить жену.
Мария Лапшина уморительно-очаровательна в роли разгневанной супруги, она яростно топочет огромными клоунскими башмаками, заставляя сомневаться в том, что ее кто-то может обидеть. Тем более маленьким и тщедушным кажется Сганарель (Илья Крикливец), вся сила которого сосредоточена исключительно в голосе. Шорты, натянутые до ушей, и заправленная в них растянутая майка – это не очень страшно, скорее страшно смешно.
Еще смешнее Сганарель смотрится рядом с монументальным Жеронтом (Глеб Пускепалис), чью дочь Люцинду (Анастасия Голикова) мнимый лекарь должен вылечить от немоты.
Молчит барышня оттого, что хочет замуж за любимого, но папа непреклонен. И даже увещевания красавицы Жаклины (Полина Виторган) не могут смягчить его сердце.
Люцинда – единственная, кто молчит в небольшом пространстве малой сцены.
Говорят все и сразу, громко и задорно, втягивая в происходящее зрителей, которые с удовольствием присоединяются, не только подавая реплики, но и подыгрывая актерам. Гремят барабаны, подпевает труба, и, как писали Ильф и Петров «На 1‑й Черноморской кинофабрике был тот ералаш, какой бывает только на конских ярмарках и именно в ту минуту, когда всем обществом ловят карманника». Мы все соскучились по театру, по бурлящим эмоциям, по энергообмену между зрителем и актером. И это веселое совместное хулиганство – то, чего нам так не хватало эти долгие полгода.
Ах, да, не садитесь на место Мольера, оно занято…