В этом году исполняется 15 лет, как Зоя Кайдановская служит в театре. На её счету разноплановые и необычные роли, но она не останавливается на достигнутом и ищет развития. 13-14 февраля Театр им. Вл.Маяковского выпускает премьеру «Как важно быть серьёзным» по Оскару Уайльду. Мы поговорили с Зоей про новую роль, планы на будущее, про семью и про то, как она всё успевает.
Режиссёр премьерного спектакля «Как важно быть серьёзным» Анатолий Шульев уже поставил четыре спектакля в театре, но Вы с ним работаете впервые. Зоя, расскажите, какой Анатолий режиссёр, какие особенности в работе с ним?
Анатолий спокойный и уравновешенный, человек невыносимого самообладания, всегда делает замечания по существу, не отступая на лишнее и не превращая действие в моноспектакль. Время тратится только на работу. Мне нравится проводить время на репетициях – у нас всегда добрая атмосфера.
Если мы вспомним одноименный телеспектакль 1976 года, где играли Ваши родители, а мама (Евгения Симонова) была на последних месяцах беременности, то можно сказать, что это уже семейный спектакль. Какие эмоции возникли при получении роли Мисс Призм?
Я действительно обрадовалась, мне с детства любим этот материал, а сейчас в силу возраста мне как раз подходит эта роль. В нашем спектакле Мисс Призм и доктор Чезюбл значимее, их роль шире, чем в фильме 1976 года, акцент на этих персонажей больше. Считаю, что в постановке Анатолия получились три равноценные пары и замечательная Светлана Владимировна Немоляева.
Расскажите о подготовке к спектаклю: смотрели фильмы и другие постановки?
Репетиционный график плотный, посмотреть что-то дополнительно не получилось, но с участием родителей смотрела, конечно же, давно. Попасть в спектакль – это был такой новогодний мне подарок, изначально я не была распределена в силу разных событий. Готовлюсь каждый день: текст непростой, сложно даётся, его надо зубрить, потому что словосочетания, юмор – их важно передать точно, от этого зависит реакция зрителя.
Спектакль идёт параллельно в театре «Мост», театре «Моссовета» – почему зрители должны посмотреть именно постановку А. Шульева?
Во-первых, у нас Светлана Владимировна Немоляева! Она достойна восхищения, её работоспособность поражает. Во-вторых, у нас красивые костюмы, стильное оформление сцены, замечательная музыка (композитор Полина Шульева), сам состав спектакля прекрасный! И Анатолий дополнительно придумал приёмы, которые порадуют публику.
Соскучились ли зрители по комедиям в наше время?
Спектакль будет идти недолго, 2 часа, зритель не устанет. Сейчас тяжёлое время по всем статьям, и такой спектакль просто необходим людям. Мы хотим, чтобы человек пришёл и просто получил удовольствие. Мы добиваемся, чтобы во всём была лёгкость.
Как распределяются роли в спектаклях, и имеет ли для Вас значение, с кем играть? Расскажите о команде спектакля.
У нас замечательная молодая команда, отличная компания: Настя Дьячук – моя постоянная партнёрша, мы с ней уже третий спектакль выпускаем, Полина Лазарева, Иван Выборнов, Илья Никулин – классные ребята. На роли доктора богословия изначально был Игорь Марычев, но в силу обстоятельств выпускает спектакль Виталий Ленский. Игорь обязательно будет в дальнейшем составе. Со Светланой Владимировной Немоляевой я тоже играла в «Женитьбе». Крайне важно, когда команда спектакля дружная и близкая. Мы прекрасно проводим время, на репетициях каждый день вместе. Когда заканчивается такой период, то немного даже грустно.
Эта комедия состоит из целой коллекции нелепостей – были на репетициях смешные случаи?
У нас в спектакле сценический круг, и Виталий Ленский в роли пастора пользуется велосипедом – на одной репетиций актёр выступил почти каскадёром – надо было проскочить этот крутящийся круг … это было опасно… В другой день я передавала Насте Дьячук книгу, а она случайно упала, так режиссёр сказал, что можно это и оставить, поэтому неловкое движение или сказанная не так фраза иногда в таких произведениях могут пойти на пользу.
Давайте перейдём к разговору о Ваших спектаклях в репертуаре театра. Вы играете в спектакле-променаде «Декалог на Сретенке», формат site-specific, он идёт 3 часа без антракта. Какая у постановки специфика?
Этот спектакль мы выпустили после ремонта на филиале в 2014 году. «Декалог на Сретенке» был задуман как экскурсия для зрителей: спектакль начинался на улице, где находится театр, потом переходил в гардероб, фойе, на лестницы, буфет. Сейчас действие без захвата улицы, но в разных помещениях, и мы, актёры, играем по два раза с несколькими общими сценами, так как присутствуют две группы зрителей. Совсем не простая задача.
А зрители не устают от такой длительности без антракта?
Не устают, на удивление, смена картинки и постоянное движение помогают, думаю.
Есть ли ещё какие-то спектакли с необычной структурой?
«Московский хор» Никиты Кобелева, это ещё одна его работа, кроме «Декалога на Сретенке». Никита много спектаклей поставил в театре. В «Московском хоре» мы играем из зала, а зрители смотрят со сцены. В начале было тяжело, происходила какая-то ломка, было неудобно ходить между креслами, по ним, мы всё время бились об ручки. И спектакль вроде на большой сцене, а вроде и нет. Но потом мы поняли, что это интересно и здорово. Зрители понимают этот приём. Тема спектакля, правда, тяжёлая – сталинские репрессии.
А что за портреты на спектакле, которые выносят в зал, кто изображён на них?
Это все родственники участников спектакля, там есть и мой прадедушка, Станислав Станкевич, который был репрессирован, а сбоку малышка в белом платье – моя бабушка, Ольга Вяземская-Симонова.
Также прошлой осенью Вы выпустили премьерный спектакль «Дикарка» по Александру Островскому. Вам интереснее играть в спектаклях по классике или в современных постановках?
Хочется пробовать всё, я люблю экспериментировать. Сейчас Никита Кобелев начинает работу по книге Уолтера Айзексона «Инноваторы». Это про компьютеры, уже следующая премьера в мае. У нас там будет абсолютный эксперимент: мы делаем этюды, такая совместная работа энтузиастов.
У всех молодых новаторские идеи. Зоя, а как состоялось Ваше знакомство с Никитой Кобелевым?
Его первый спектакль «Любовь людей», в котором я тоже занята, всегда шокирует людей, там тяжёлая и страшная проблема. Мы тогда удивлялись, как молодые ребята (автор Дмитрий Богославский) задумались над такими темами, как любовь и ненависть в глухой провинции, насилие и страх в семье. Ещё одна наша совместная с Никитой работа – «Бердичев», которая, казалось бы, абсолютно документальная и гиперреалистичная, она у зрителей имеет большой успех!
Можно сказать, что Ваш репертуар богат сюжетами и характерами.
Упираться во что-то одно скучно, надо всё время развиваться, пробовать новое, а потом раз – «Дикарка» – причём тоже бешеный успех! Люди соскучились по такому театру – с костюмами, песнями.
Поговорим про кино. В прошлом году вышел сериал «Колл-центр», который взорвал сети популярностью. Ваш персонаж Галина Алексеевна – это роль на сопротивление?
Я надеюсь. (смеётся) Такого у меня не было никогда и не будет. Это было интересно. По сюжету сериала сотрудники офиса заперты на этаже, помещение заминировано, и работникам надо выполнить задания, чтобы спастись. Мой персонаж страдает галлюцинациями, у неё произошла деперсонализация, она стала вести себя как улитка. Когда мне рассказали всю эту историю, то меня это не шокировало, решила попробовать. Это всё далось не так тяжело, как думала изначально. Мне помогла балетмейстер, которая придумала позу, движения.
Получается, что чаще Вам даются роли, которые не соответствуют Вашей органике и фактуре?
В процентном соотношении да, постоянно какое-то развитие происходит.
Меняла ли какая-нибудь роль Ваше поведение в жизни?
Часто с мамой (Евгения Симонова) говорим какими-то фразами из спектаклей, это всё время в жизни происходит. А вообще основной закон – «Уходя со сцены, не забудь выйти из образа». Чем больше ты рыдаешь на сцене, тем в душе ты больше думаешь, что как же всё классно и здорово. У меня чёткое разграничение: жизнь и работа. Иногда только расстраиваешься, когда не добираешь, когда нет слёз, а они нужны в процессе.
Расскажите, а через что Вы никогда не переступите в профессиональной деятельности?
Не смогу сниматься в каких-то запрещённых темах, связанных с детьми. Есть фильм про нацистский лагерь «Выбор Софи», там играет Мэрил Стрип. Очень страшный фильм, не смотрела и не буду. Там есть момент, где её героиня выбирает между двумя детьми, кого спасти. А мама играет в Современнике в спектакле «Враги. История любви», где у её персонажа убили всех детей на глазах, и ей надо жить с этой мыслью.
Вы не боитесь, если известность Вас изменит, и друзья скажут: «Зоя, мы тебя не узнаём»?
Были моменты, но жизнь как-то не даёт, всегда возвращаешься к реальности. Даже вот моя первая работа была с Миндаугасом Карбаускисом «Господин Пунтила и его слуга Матти», тогда я думала, что вот оно, приходит слава. И в тот же день моего сына забрали в больницу. Жизнь всё время приземляет. У меня семья, дети – они тебе дадут спуститься с небес очень быстро.
Вы упомянули сына. Алексей учится на 4 курсе Щукинского театрального училища. Скоро выходит фильм братьев Пресняковых «Храни меня, мой Инстаграм», где Вы с сыном приняли участие. Как Вы помогали сыну при поступлении в училище, что советовали?
Лёша неожиданно решил поступать, за полгода до окончания школы. Сын готовился самостоятельно, у меня вообще нет никаких педагогических навыков. Немного помогает Андрей Андреевич Эшпай, Лёша у него снимался в каждом фильме с 3 лёт. И руководитель курса, Нина Игоревна Дворжецкая, всегда приходит на помощь своим студентам.
Расскажите немного про жизнь в период карантина, дала ли изоляция что-то новое Вам, как актрисе?
Каких-либо репетиций у нас в театре дистанционно не было, мы только записали однажды монологи врачей, в поддержку. У меня, кстати, есть проблема с чтением на камеру. Когда меня просят что-то записать, даже отрывками, это тяжело. Мне легче отыграть 3 часа спектакля, всё автоматически записывается на подкорку.
Вы работаете в театре, снимаетесь в кино, у Вас большая семья и Вы сами занимаетесь воспитанием детей. Как Вам удаётся всё одновременно успевать и доводить каждое дело до конца? В чем секрет?
Секретов нет, я абсолютно не последовательна в воспитании. Ругаюсь, а потом сдаюсь, но я всегда стараюсь держать всё под контролем. Вообще я поняла, что самый легкий период, когда только малыш родился, и у тебя есть какое-то свободное время. Самое сложное – школа. У нас на двоих с мужем пять детей. И мой муж – замечательный друг и помощник. Справляемся везде сами. Саша даже учит со мной тексты спектаклей, хотя он – математик. Главное – не терять чувства юмора, и всё всегда будет хорошо!
Беседовала Ольга Парфёнова