Еврейская культура оказала на мюзиклы куда большее влияние, чем можно предположить на первый взгляд. Среди авторов хитов американского Бродвея было множество композиторов и поэтов еврейского происхождения. Например, Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн создали такие шедевры как «Звуки музыки», «Оклахома!» и «Карусель», а дуэт Стивена Сондхайма и Леонарда Бернстайна подарил миру знаменитую «Вестсайдскую историю». И таких примеров можно привести десятки, если не сотни.
Тем удивительнее, что первый по-настоящему успешный проект, полностью посвященный жизни и проблемам евреев, появился на Бродвее только в 1964 году. Мюзикл »Скрипач на крыше» авторства трех наследников еврейской культуры — композитора Джерри Бока, либреттиста Джозефа Стайна и поэта Шелдона Харника — шёл на сцене почти 9 лет и получил 9 наград престижной театральной премии «Тони». Потом постановка была тепло принята в Лондоне, а в 1971 году появился и одноименный фильм Нормана Джуисона, собравший кинонаграды того сезона, в том числе многочисленные «Оскары» и «Золотые Глобусы». С тех пор «Скрипач на крыше» стал считаться классикой музыкального театра.
Одну из последних версий легендарного мюзикла российскому зрителю предложил увидеть и услышать петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом». Премьера спектакля от известного режиссера Льва Рахлина прошла в январе 2020 года, в главных ролях выступили народный артист России Игорь Скляр и заслуженная артистка России Дарья Юргенс. А Вячеслав Окунев, ответственный в постановке за сценографию и костюмы, был награжден премией «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре».
Оформление сцены действительно имеет большое значение в случае «Скрипача на крыше», ведь сюжет основан на рассказах популярного еврейского писателя Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике, живущем в начале XX века в деревушке Анатовка на юге Российской империи. И весь этот колорит еврейской общины с её по вековыми традициями погружает зрителя в историю уже в первые минуты спектакля.
Тевье (Игорь Скляр) — скромный молочник, богатый только дочерьми: у него их целых пять! Он много работает, но не забывает в перерывах потолковать напрямую с Богом и попросить для старших дочек богатых женихов, чтобы хотя бы они забыли о чертовой бедности.
Шанс предоставляется первой дочери Цейтл, когда к ней сватается местный мясник, человек зажиточный, но по возрасту близкий к ее отцу. Девушка не в восторге от предложения, ведь она давно сговорилась о браке с юным портным по имени Мотл, который только-только встает на ноги. Влюбленные со слезами просят Тевье благословить их союз. Тот долго сомневается и советуется с Богом, но в итоге все-таки соглашается. Остается убедить ворчливую жену Тевье — Голду (Дарья Юргенс), что замена жениха только к лучшему, и находчивый молочник находит остроумное решение для этой проблемы.
Вообще, чувство юмора и житейская мудрость часто выручают Тевье в сложных ситуациях и позволяют ему смотреть на мир шире, чем можно было бы ожидать от простого деревенского молочника. Но испытания становятся все тяжелее: остальные дочки по примеру старшей сами хотят строить свою жизнь и совсем не слушают отца, а православные соседи устраивают погромы еврейских домов. Перемены громко стучат в двери и игнорировать их уже нельзя, традиционный уклад рушится на глазах как карточный домик под пронзительные напевы скрипки.
Конфликт консервативных отцов и бунтующих детей — тема, конечно, давно не новая. Однако в сочетании с трогательной историей, блестящей игрой артистов и живой музыкой она рождает душевный спектакль с доброй философией. Тевье и другие жители Анатовки заставляют зрителей смеяться сквозь слезы и оставляют надежду в сердце.