В конце 2020 года открылась выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Экспозиция посвящена столетию Высших художественно-технических мастерских – главного новаторского института и альма-матер первых советских дизайнеров. Идеологами школы стали художники-беспредметники Александр Родченко, Александр Веснин, Любовь Попова, Александра Экстер, Надежда Удальцова, но в коллекции представлены не шедевры мастеров-педагогов ВХУТЕМАСа, а работы их студентов – живопись, графика, архитектурные проекты, керамика, текстиль и мебель.
Показанный на «Ночи театров – 2021» и повторённый по просьбам посетителей перформанс «С ТОварищем» в режиссуре Марины Брусникиной на 100% симметричен концепции выставки. Ведь творчество и студенчество рифмуются безупречно. А ещё – это точное попадание в дух авангарда: спектакль собрал воедино все новаторские театральные форматы, сопровождаемые приставками энвайронмент-, променад- и сайт-специфик.
Эксперимент, вечный спутник и синоним творчества, поставили студенты и молодые артисты Мастерской Брусникина. Полноправными участниками действа стали экспонаты выставки и само пространство Музея Москвы. Не состоялся бы перформанс без Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Эдуарда Багрицкого, Николая Заболоцкого, Владимира Луговского и других русских поэтов-авангардистов и друзей ВХУТЕМАСа. По-товарищески проект поддержали большевики, Ленин, СССР, коммуна, Родина и путь в светлое будущее, вдохновлявшие творцов 1920-х ничуть не меньше, чем геометрия, любовь, природа и красота мира во всех её проявлениях (и в этих словах нет ни капли иронии).
Помогали чтецам любимые музыкальные инструменты: беспроводная колонка, барабан, саксофон, контрабас, аккордеон, скрипка «и немножко нервно». Но солировал, разумеется, голос. Абсурдные рифмы, странные слова, пронзительные и резкие звуковые сочетания, причудливый синтаксис, чёткие рубленые ритмы дополнил вокал а капелла (какая же Школа-студия МХАТ без вокала?). Дружно и слаженно прозвучали советские песенные марши и даже частушки.
Целью и результатом эксперимента стало коллективное творчество, без которого невозможно представить себе послереволюционное искусство. Перформанс-променад разворачивался по канонам симультанного театра: артистические «бригады» рассредоточились по выставке и разыгрывали свои поэтические этюды одновременно в разных точках. Чтецы буквально захватили всё музейное пространство: они свободно перемещались между залами и экспонатами, агитируя зрителей следовать за ними. Иногда догнать неуловимых лириков было совершенно невозможно, как невозможно порой уловить ускользающий смысл абстрактного искусства.
Юные артисты сыграли настоящий театр: они не читали стихи, а словно доверяли их зрителю. Это было чистосердечное – без сарказма и провокаций – высказывание о незаурядной творческой эпохе. Брусникинцы честно прожили прошлое, примерили его на себя (оно пришлось впору). И присвоили его – с любопытством, азартом, честным комсомольским задором и хулиганскими искорками в глазах. А ещё это было истинное сотворчество: если петь – то в хоре, плечом к плечу С ТОварищем. А если прощаться с юностью – то не в одиночку, а рука об руку с другом.