Дирижёр Теодор Курентзис воплощает в петербургском Доме Радио концепцию Баухауса — пространства взаимодействия и сотворчества художников разных масштабов из самых разных областей, меняющего культурный ландшафт. Директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков говорит о нём как о месте совмещения искусств — музыкального, визуального, театрального, перформативного, — где одно питает и усиливает другое.
Вот уже полтора года в резиденции оркестра и хора musicAeterna дают концерты старинной и современной музыки, вплетая их в широкие образовательные программы, показывают спектакли и перформансы. Не хватало только визуального компонента — и вот он. Летняя выставка, которая до 20 июня разместилась в новом выставочном пространстве и на шести этажах Дома Радио, во-первых, гармонично сочетает работы разных жанров, специфики, происхождения, во-вторых — нацеливается на преобразование культурного ландшафта. А именно — стремится сделать современное искусство чуть ближе к людям — и в концептуальном смысле, и в сугубо материальном.
Проект напрямую отсылает к Международной ярмарке Viennacontemporary и «Летней выставке» Королевской академии художеств — двум крупным событиям арт-мира, которые дают посетителям возможность купить понравившиеся работы. По словам со-куратора выставки Виктории Кондрашовой, для европейца даже среднего достатка купить картину или скульптуру — это нечто в порядке вещей, как съездить в отпуск. И Летняя выставка — и про то, что арт-рынка не нужно бояться (потому что каждое произведение искусства кому-то принадлежит), и про то, как происходит ценообразование в искусстве, что делает ту или иную работу важной и дорогой, какова вероятность случайно за бесценок купить работу нового Уорхола…
Совмещая в пространстве единой концепции ярмарочное и иконическое, работы мировых знаменитостей, малоизвестных творцов и пока никому не известных дебютантов, создатели выставки стремятся создать место открытий, способное в дальнейшем нанести Петербург на карту живого, актуального визуального искусства, творящегося здесь-и-сейчас, имеющего амбиции и потенциал стать чем-то большим и рубежным.
На что это похоже?
Выставка организована по принципу музыкального произведения — с контрапунктом и повторяющимися мотивами. Здесь первый, «ярмарочный» зал — это увертюра, которая концентрирует ключевые мотивы и отпускает их развёртываться в «иконической» части Дома Радио.
Например, аскетичная и загадочная эстетика «Смены» Полины Канис мерцает в серии фотографий, чтобы, непредсказуемо отразившись от стен в других работах, зазвучать в полную силу на четвёртом этаже. Её подчёркнуто внеличностную и молчаливую видеоинсталляцию уравновешивает трогательный проект Андрея Кузькина «Рыбак» про семью, детство и тёплые воспоминания. В короткой документалке он едет с сыном на рыбалку в лес — точно так же, как когда-то мальчишкой делал это с дедом. В похожем природном пространстве, но в другой тональности действуют персонажи «Русской моды» Евгения Гранильщикова — гимна чувственности и сексуальности. Энергичный видеоарт одной из главных феминисток современного искусства Пиппилотти Рист сначала подхватывает мотив женской телесности — а потом выводит его в плоскость вне пола и гендера…
Так экспозиция ведёт зрителя, заманивая изящными перекличками, закручивая вокруг дышащую ладаном воронку этого удивительного места, чтобы оставить его в тишине наедине с «Мучениками» Билла Виолы — для размышлений о сути творческого процесса, его результате и восприятии этого результата.
Зачем это смотреть?
Кроме умозрительной примерки некоторых работ на свои стены (которая точно будет полезна, если вы верите в «денежное сознание»), Летняя выставка достойна внимания по нескольким причинам.
Во-первых, это красиво. Ко всему прочему, местная акустика идеальна для показа звучащих видеоинсталляций (особенно эффектна масштабная «Эхолокация» Мэта Коллишоу).
Во-вторых, это познавательно — можно открыть для себя новые имена и/или увидеть вживую работы людей, о которых вы только слышали. Кстати, здесь могут слегка утешиться те, кто не попал в Пушкинский музей на Билла Виолу и в Главный штаб на Кабаковых.
В-третьих, это немножко приключение — блуждать за проводником по лестницам и коридорам Дома Радио, памятника истории и культуры, места силы, где произведения искусства не просто демонстрируют — а творят постоянно.