Имя драматурга Александра Островского тесно связано с историей русского национального театра. Его многочисленные комедии и драмы впервые оживали на сценах Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге, формируя целостную концепцию театрального искусства, идеи которой воплощаются и в современном театре.
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» была создана Островским уже в зрелом возрасте и ознаменовала собой переход от благородного честного героя вроде Жадова из «Доходного места» к расчетливому карьеристу Глумову. Это юноша, для достижения своих личных целей и удовлетворения амбиций готовый притворяться и пресмыкаться перед нужными людьми. Что же получится, если такой «сладкоголосый» герой вдруг действительно запоет?
Ответ можно найти в петербургском театре «Буфф»! Классическая пьеса спряталась под псевдонимом «Дневник авантюриста» и зазвучала в ариях и дуэтах популярного композитора Максима Дунаевского. Поэт Николай Денисов виртуозно перенёс смысл и даже прямые цитаты из оригинального текста Островского в свои стихи, что сохраняет непрерывность истории в рамках нового смелого формата. А лаконичная визуальная составляющая — декорация-трансформер из темного дерева и стильные костюмы преимущественно в сдержанной серо-бело-черной гамме — позволила сосредоточиться на каждом из череды гротескных персонажей в отдельности.
В центре повествования — Егор Дмитрич Глумов (Вячеслав Семёнов, в другом составе Андрей Подберезский), решивший во что бы то ни стало вырваться из бедности и занять высокое положение в обществе. Он проницателен и способен разглядеть все слабости собеседника, а потом подстроиться под них словно хамелеон и оставить наилучшее впечатление о своей особе.
Так он убеждает богатого дядюшку Мамаева (з.а. РФ Михаил Трясоруков), что, увы, не отличается большим умом и просто пропадет без советов и наставлений такого интеллектуально одаренного родственника. Это весьма льстит последнему и он милостиво берет юношу под покровительство. Чем радует и свою жену — Клеопатру Львовну (з.а. РФ Ника Козоровицкая), которая испытывает к симпатичному племяннику совсем не материнские чувства. Мимо такого шанса Глумов, разумеется, не проходит.
Через супругов Мамаевых он заводит и другие полезные знакомства: с консервативным престарелым генералом Крутицким (з.а. РФ Мурад Султаниязов) и добродушным либералом Городулиным (з.а. РФ Евгений Александров). Авантюрист ловко очаровывает обоих, находя верные слова-ключики.
Далее Егор Дмитрич как мастер-кукольник дергает за нужные веревочки, и на горизонте появляется заветный главный приз — Мария Турусина (Виктория Заболотная) — красавица-невеста с солидным приданым и положением. Триумф так близок!
Вот только свои авантюры Глумов подробно расписывает в дневнике, обильно и без купюр изливая на бумагу всю желчь и усталость от постоянного притворства. Он понимает риск, но не хочет отказываться от такой отдушины. Однако что случится, если страницы, пропитанные едкой правдой, все-таки попадут в чужие руки? Заставят ли они Егора Глумова и остальных героев задуматься о тех масках, что они носят, и признать настоящих себя? Интрига будет держаться до самого финала!
«Дневник авантюриста» бросает вызов и зрителю — прочитать спектакль только по строчкам лирических песен, колких шуток и забавных сценок или взять на себя смелость и поискать себя и свои слабости на его страницах. Выбор, как всегда, за вами.