«Найти Элизабет» – детективная история и возвращение в актерскую профессию спустя двадцать пять лет

Как раскрыть преступление, когда не знаешь, произошло оно на самом деле или просто сложилось как пазл в твоей голове из обрывков воспоминаний долгой-долгой жизни? Дебютный роман британской писательницы Эммы Хили «Найти Элизабет» переведен на 25 языков, вошел в список бестселлеров Sunday Times и получил несколько литературных премий. Тридцатилетняя Эмма на страницах своей книги описала мир глазами 81-летней Мод, которую болезнь Альцгеймера постепенно лишает памяти. Одноименный фильм вышел в 2019-м году, главную роль сыграла актриса Гленда Джексон, история которой стоит отдельного рассказа.

Фото: Andrew Crowley

Девочка из семьи каменщика, бросившая школу ради любительского театра и несколько лет зарабатывающая на жизнь любой подвернувшейся работой, поступила в Королевскую академию драматических искусств, а затем вошла в труппу театра в Стратфорде. Здесь в 1964 году ее заметил режиссер Питер Брук, отдавший ей роль Шарлотты Кордэ в нашумевшем спектакле «Марат/Сад». Звездный час Джексон в кино наступил после съемок в фильме режиссера Кена Рассела «Влюбленные женщины». Образ художницы Гудрун Брэнгуэн оказался более чем злободневным на пороге 1970-х годов, с их громко декларированными лозунгами женской эмансипации. За эту роль Гленда получила «Оскар» и премии нью-йоркских критиков. Удачи на сцене и в кинематографе не помешали актрисе интересоваться политикой, и в 1990-м она выдвинула свою кандидатуру на выборах в парламент от лейбористской партии, а в 1992-м в палате общин появился первый и единственный депутат, дважды удостоенный премии «Оскар», после чего Гленда Джексон официально заявила о завершении своей артистической карьеры.

После двадцатипятилетнего перерыва Гленда вернулась на сцену и экран, выстрелив сразу по двум фронтам: сыграла Короля Лира в спектакле Деборы Уорнер в лондонском театре «Олд Вик» и обычную женщину Мод в фильме Эшлин Уолш «Найти Элизабет». В обеих ролях восьмидесятилетняя актриса исследует тяжелую и актуальную тему – слабеющий разум.

Гленда Джексон в роли короля Лира. Фото: Manuel Harlan

Вернемся к фильму. Жизнь главной героини – Мод – сплошной квест. Она забывает что было сегодня утром, но помнит утро 70 лет назад. Помнит как выглядят ее дочь и внучка, а в следующую секунду не узнает их. Не знает для чего она вышла на улицу, поела ли, купила ли еду и какую именно. Отчаянно пытаясь удержать частички памяти, Мод пишет записки на листочках, расклеивает их по всему дому, кладет в карманы, но забывает что они значат и о чем в них идет речь.

Источник фото: imdb.com

Единственный близкий человек для Мод (кроме дочери и внучки) – подруга Элизабет (Мэгги Стид), с которой они видятся ежедневно, беседуют, пьют чай и копаются в саду. Но однажды, постучавшись подруге в дверь, Мод не получила ответа. Несмотря на тающую память и снисходительное недоверие окружающих, Мод приступает к расследованию исчезновения своей подруги. И в процессе раскручивает еще одну загадку из своей юности – исчезновение сестры, произошедшее в годы сразу после Второй мировой войны.

За четверть века Гленда Джексон не растеряла ни капли актерского мастерства. Упадок своей героини она играет столь же тонко, сколь и безжалостно. Лихорадочные поиски вещей и слов, мгновенные переходы от «детскости» к старости, разочарование и отчаянье, трогательность и агрессивность – все это представляет собой мучительное, но великолепное зрелище.

Источник фото: imdb.com

Нельзя не сказать и об актрисах, играющих дочь и внучку главной героини. Их трагедия ничуть не меньше, но рисуют они ее по-разному. Внучка Кэти (Нелл Уильямс), в силу возраста оказывается духовно ближе к бабушке, хоть та и пугает ее до чертиков. А вот дочь Хелен (Хелен Биэн) уже достаточно взрослая, чтобы в полной мере осознавать ужас происходящего. Любовь в ней соседствует и с жалостью, и со злостью, а чувство вины сжигает изнутри. Самый родной человек на глазах перестает быть собой, и все это фактически приходится выносить в одиночестве.

Действие фильма происходит в двух временных отрезках, каждый из которых стилизован под конкретную эпоху: светлый и теплый, пусть и послевоенный, мир детства Мод, и тусклая неуютная современная действительность. Детективная составляющая существует скорее для фона, хотя, несмотря ни на что, Мод все-таки раскрыла преступление…