11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского. С самого начала года в России проходят юбилейные мероприятия во всех культурных сферах. Не остаются в стороне и театры, выпуская спектакли по произведениям классика. В театре «Школа драматического искусства» к Достоевскому обратилась режиссер Евгения Тодорова, представив свою работу – спектакль «РУЛЕТЕНБУРГЪ» по мотивам романа «Игрок».
Не секрет, что роман автобиографичен: в июне 1862-го Федор Михайлович неосторожно просадил все свои деньги в игорных домах немецкого Висбадена. Вернувшись домой, Достоевский был вынужден расплачиваться за свои грехи, и безрадостная перспектива долговой тюрьмы стала своего рода катализатором к написанию романа, позже признанного шедевром русской литературы. Первоначально произведение называлось «Рулетенбург», но во время последней редакции название было изменено на «Игрока».
Режиссер Евгения Тодорова условно делит действие спектакля на три части: это перевернутые Дантовские «Ад – Чистилище – Рай». Только если герои «Божественной комедии» Данте совершают путешествие по вертикали наверх, то герои этого сюжета двигаются с точностью наоборот: «Рай – Чистилище – Ад», с каждым шагом неминуемо погружаясь в воронку пустоты…
Этой воронке (рулетке, монетке) подчинена и сценография спектакля. Художник Ольга Левенок «округляет» пространство не только с помощью декораций и компьютерной графики, но и посредством небольших, но ярких и «говорящих» деталей. Круглые шляпки красавиц, колеса велосипеда, набалдашник трости, зеркала, раскрытый зонтик и даже золотые эполеты на плечах генерала – все буквально «кричит» о той пагубной страсти, которой, собственно, и посвящена эта история.
Буйству страстей отдана и актерская работа: просаживают последние деньги «навзрыд и с перебором», рвут на себе (и других) волосы и рубашки, размахивают саблями и пьют водку. Любви, которая по замыслу Достоевского должна быть вытеснена страстью к игре, кажется, нет изначально. Она становится лишь сомнительным оправданием бесконечной тяги к рулетке. Равнодушны все и ко всем, и для всех есть «одна, но пламенная страсть», к любви не имеющая никакого отношения.
Вероятно поэтому центром сценической вселенной становится всеобщая тетушка Антонида Васильевна, в блестящем исполнении Анны Кузминской. Подверженная азарту так же, как остальные, она, тем не менее, остается единственным честным человеком в этой «веселой» компании. Молодая актриса удивительно органично воплотила образ семидесятипятилетей старухи, сделав ее одновременно боевой и уязвимой, чрезвычайно забавной и трогательной. Получился очень яркий, в чем-то «некрасовский» образ женщины, которая не только «коня на скаку», но и Германию со всеми ее игорными домами разнесет в пух и прах.
«Рулетенбург» в ШДИ – карикатурная вселенная, руководство для желающих избавиться от зависимости, взгляд здорового человека на недужных соплеменников. Здесь человеческие пороки перемешаны так густо, что их не может прикрыть даже внешняя красота. Здесь никого уже не спасти, но и никого не жаль. Здесь на кону душа, но ей ничем нельзя помочь…