В год столетнего юбилея РАМТ обращается к своим корням и вновь выпускает на сцену замечательных «розовских мальчиков». Спектакль «В добрый час!» впервые был поставлен Анатолием Эфросом в 1954 году, и главную роль – неуемного, бунтующего Андрея сыграл тогда молодой Олег Ефремов.
16 сентября 2021 года состоялась премьера новой версии спектакля в постановке Владимира Богатырева. Оказалось, что большая интерьерная инсценировка отлично помещается в Маленьком зале театра.
Когда-то Виктор Розов определил жанр своей пьесы как комедию. Владимир Богатырев поставил фантазию-воспоминание о молодости своей и театра, о начале пути, юношеском максимализме, безумии страстей и становлении личности.
В благополучной московской семье доктора наук Петра Аверина (Алексей Мишаков) наступило беспокойное время. Старший сын, актер театра Аркадий (Иван Забелин), терзается творческим кризисом и бросает работу в самом начале успешной карьеры. Младшему Андрею (Андрей Лаптев) предстоит поступление в серьезный вуз, а парень настроен явно легкомысленно. Из Сибири в Москву едет племянник Петра Ивановича Алексей (Антон Савватимов), который собирается поступать в Тимирязевскую академию и хочет временно остановиться у родни. Взбудораженная наплывом событий жена Аверина Анастасия Ефремовна (Татьяна Веселкина), теряет московский лоск и гостеприимство в волнении за младшего сына, которому может помешать присутствие гостя, и пытается отказать Алексею в крыше над головой.
Как хорошо, что автор спектакля не стремится перенести время действия к нам поближе и оставляет нетронутой его щемящую «оттепельную» прелесть. Спасибо, что ни единым словом не изменяет чудесный розовский текст, с его плавным, мерным и правильным русским, ныне почти пропавшим за лавиной англицизмов и компьютеризмов. Режиссер окружает героев ореолом романтики, новогоднего уюта и флером воспоминаний. Над залом птицами разлетаются знакомые фразы пьесы, будто бредет не очень молодой человек по улицам своей юности и погружается в воспоминания о первых годах после детства.
За окном лето, пора вступительных экзаменов, но каждый раз, когда герои распахивают рамы, в комнату влетает ярая тревожная вьюга. У каждого вьюжит своя пурга. Для четы Авериных она в скором прощании с выросшими сыновьями. Для будущих студентов – в предэкзаменационной горячке и смятении перед новой жизнью. Для растерявшихся талантливых и влюбленных – в принятии верных и твердых решений.
Новый Год – новая эпоха, как для тех, кто прожил и свершил много, так и для только вступающих на тропу самостоятельной жизни. Не ошибиться в поступках, войти в эту ещё непознанную пору честно и чисто, важно всем героям пьесы.
Вчерашнего школьника Андрея режиссер увидел неисправимым романтиком, книжным мальчишкой, вдохновленным бескорыстной наивностью Дон Кихота. У его помощника Санчо Пансы лицо отца, который, без сомнения, всегда был опорой сыну и первым отпускает его во взрослую жизнь.
Московская молодежь держит парус по ветру: их непосредственность, порывистость, категоричность навеяны свободой оттепели, ласковым бризом перемен. Немного утописты, они не боятся нового, презирают фальшь и неустанно ищут единственно верную дорогу. Главными представителями той романтичной и склонной к нравственному максимализму молодежи стали Аркадий и Маша (Евгения Белобородова). Творческие личности, оба хотят всего или ничего: если быть актером или музыкантом, то только первоклассным, если создавать семью, то только, когда убежден, что тобой руководит любовь.
Андрей не признается и, возможно, не замечает сам, что все время оглядывается на старшего брата. В начале спектакля, он еще полностью во власти родителей и привычно шагает по проторенной ими дороге. Он тоже стоит на пороге Нового года своей жизни и пока неустойчиво балансирует между нежеланием идти учиться туда, куда его совершенно не тянет, и боязнью перечить энергичной маме. Ерничая и изображая клоуна для окружающих, он вообще-то обожает Сервантеса и поет под гитару Варлама Шаламова. Собственно, весь спектакль похож на драматургическое переложение шаламовского «Мне недолго побледнеть…» – это стихотворение и пьеса лежат в одной плоскости. И ходит рафинированный московский мальчишка в телогрейке, вытянутом свитере и грубых ботинках – в знакомой униформе романтика – геолога, кспэшника, бродяги.
Угрюмый и чрезмерно правильный провинциал Алексей становится для двоюродного брата Дедом Морозом в его личном Новом году. Он дарит ему главный подарок – решимость быть самим собой. Не желая того, Алексей перетряхивает незыблемые устои семьи Авериных и представления о жизни их младшего сына. И вот уже Андрей другими глазами смотрит на лучшего друга Вадима (Владимир Зомерфельд), профессорского сынка, поступающего в престижный институт по блату, хотя буквально накануне был бездумно готов делать то же самое.
В «столичной штучке» Гале (Дарья Рощина) основательный, немногословный и грубоватый от стеснения сибиряк пробуждает первые искренние чувства. И не замечает влюблённой в него одноклассницы Кати (Яна Палецкая).
Изображение потока жизни без героизма и подвигов, без захватывающей интриги и закрученного сюжета, внимание к простым человеческим проблемам и внутреннему миру героев, поразительная живость и правдивость образов характерные для культурного феномена краткого периода «оттепели», оказываются невероятно востребованными и сегодня. Жизнь мчится яростным галопом, часто сметая на своём пути все сердечно необходимое и ценное, отбирая и даже презирая романтику и вдохновение в каждой её минуте.
Люстры, хрустальные и авангардные, тряпичные абажуры с бахромой и лампочка, прикрученная к велосипедному колесу с самого начала привлекающие внимание, видятся сценографическим метафорическим аттракционом, но в конце, как и полагается, «выстреливают». Каждый герой зажигает свою лампочку, идёт к своему свету, по своему пути, идет к себе домой.