Московский историко-этнографический театр выпустил спектакль «Пугачёв» по мотивам драматической поэмы Сергея Есенина. Режиссёром-постановщиком выступил художественный руководитель театра Михаил Мизюков. Зритель переносится в XVIII век, где зреет крестьянское восстание, обречённое на поражение, а режиссёр исследует личности Емельяна Пугачёва и его самоотверженных сподвижников.
Практически на пустой сцене перед глазами проносится динамичное действие, где мечты о воле крестьян, жажда справедливости, вера в «мужицкого» царя становятся движущей силой бунта и противостояния, но силы явно не равны. Сплочение и единение сменяются потерями и разочарованиями, а лихой задор – бесконечной русской тоской. Рушатся идеалы, иссякают силы, преданность заменяет предательство. На сцене меняется свет, мелькают тени, звучат песни уральских казаков, а в душах героев разыгрывается собственная драма.
Емельян Пугачёв (Андрей Сенин) горит своей идеей, не осознавая опасностей и мало что видя вокруг себя. Сумев заразить людей жаждой перемен и действий, он не может вовремя рассмотреть измены и тем более осознать этот удар судьбы. Бросившись как в омут с головой в воплощение задуманного, он идёт на гибель по инерции, даже не противясь судьбе.
Пожалуй, самым ярым сподвижником Пугачёва становится беглый каторжник Хлопуша (Николай Антропов). Он встречается со своим идеалом в жизни и, окрылённый счастьем встречи, готов свернуть горы. Ему явно уступают многочисленные казацкие атаманы, бесстрашно согласившиеся на бунт, но затем погрязшие в судорожных раздорах между собой и трусливо сдавшие своего предводителя в руки противника.
Здесь, в бесконечной степи, в бессмысленной борьбе, атмосферу которых удаётся прочувствовать благодаря музыкальному сопровождению (музыка – фольклорный ансамбль «Русичи», Митя Кузнецов, Андрей Сенин), в какой-то момент всё замирает и больше ничто не имеет значения, лишь собственная вера, собственное убеждение.