«В отечестве нашем мало народных праздников – таких, чтоб отмечал весь народ. Их вообще-то два: победа национальной сборной по футболу и Новый год. Поскольку Новый год мы празднуем чаще, то в остальное время нации приходится что-то придумывать и чем-то себя развлекать». Эти слова Юрий Красков произносит почти серьёзно, но зал не проведёшь: когда смешно, не запретишь смеяться. Да и незачем запрещать – праздников в жизни и в самом деле мало.
Но можно что-то придумать. Когда Лига чемпионов уже завершилась, а до Нового года ещё далеко, устройте себе личный праздник – сходите в Арт-кафе Театра Вахтангова на литературный вечер Юрия Краскова «Почти серьёзно». Соберите приятную сердцу маленькую такую компанию, не спеша прогуляйтесь переулками от Кропоткинской до Арбата и к 19:00 приходите в театр. Спокойно устройтесь за столиком, обсудите столичные новости культуры, растворитесь в атмосфере артистического кафешантана и уютно выпейте чаю, чтобы к 20:00 перестать ёрзать на стуле и греметь чашками.
Потому что в 20:00 на сцену выйдет артист и вам уже будет не до чая. Сначала с подозрением, затем с любопытством и, наконец, с восторгом вы начнёте пристально следить за тем, как живо он меняет роли и маски, как осмысленно тянет согласные и изящно «танцует» голосом. В лёгком, тонком, немного небрежном человеке с гибкими пальцами, умными глазами и заразительной улыбкой вы узнаете знаменитых писателей, литературных героев и своих соседей по столику (а они узнают вас, не обольщайтесь).
Вместе с Юрием Красковым вы понянчите себя, вспомнив детство, под маленькую гармонику-концертину в его руках погрустите об ушедшей любви или помечтаете о пока не встреченном счастье. А может быть, задумаетесь о важном – живой душе (и душах мёртвых), ритме (и рифме) сердца, слепоте и глухоте зрячих и слышащих. Кстати, для тех, кто привык смотреть и слушать сердцем, на сцене стоит рояль. Пианистка Наталья Гаврилова без излишней театральности подберёт к словам нужные ноты.
За полтора часа в камерном зале, где в двух шагах от зрителя артист не имеет возможности незаметно сфальшивить, вы проследите историю любви чтеца к тексту, успеете прожить маленькие трагедии и даже узнаете кое-что любопытное. Например, насколько Пушкин выше Наполеона, а Гоголь – шире Пушкина; может ли огурец стать орудием убийства; чем фестончики лучше оборок; какая пропасть лежит между просто приятной дамой и дамой приятной во всех отношениях. В жутковатом полумраке подземелья вы разберётесь, зачем уносить в могилу сундуки с золотом; в солнечной Грузии вместе Довлатовым подглядите за Натэллой Бокучавой; в людной Москве на Тверской встретите Хармса, на спор надевшего дурацкий костюм; а потом поприсутствуете на суде по делу о тунеядце Бродском.
Когда стихнут аплодисменты, вечер закончится. Но не закончится праздник: вы с вашей маленькой компанией выйдете из театра и пойдёте по улицам, по которым, быть может, ходила наша литературная сборная. Вы, быть может, обсудите Гоголя, Пушкина и Бродского и вспомните корешки их книг на полках домашней библиотеки. А может быть, пойдёте молча и, задумчиво улыбаясь, будете гадать, где на этом празднике заканчивается Довлатов и начинается Жванецкий, а где заканчивается Жванецкий и начинается Красков…