Этому последнему музыкальному шедевру венгерского композитора Имре Кальмана изначально было уготовано бессмертие. «Фиалка Монмартра» увидела свет в 1930 году в Театре Иоганна Штрауса в Вене и стала закатным лучом ослепительной эпохи венской оперетты.
Мир между двумя большими войнами был хрупок, как тонкий китайский фарфор. Вихри революций ломали вековечные устои, меняли взгляды, и на этом бурном фоне искусству хотелось быть особенно нежным, пастельным, уводящим от сокрушительного напора яростных событий. Чутким нутром художника Имре Кальман уловил «ветер перемен» и создал свою самую трепетную и романтичную оперетту, посвятив ее молодой жене, русской актрисе Вере Макинской. За основу сюжета либреттисты Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд взяли книгу французского журналиста Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Так герои оперетты оказались в юдоли парижской богемы на холме Монмартр.
Впервые в своем творчестве композитор обратился к жизни людей простых и бедных, ведь действие прежних оперетт Кальмана всегда происходило во дворцах или на виллах королевских особ и аристократов. Время диктовало острое внимание к нуждам народа, и даже в легкий «шампанский» музыкальный жанр добавилась социальная проблематика. Это сегодня в слове «богема» содержится подтекст социального превосходства и финансовой состоятельности. В конце 19 века на Монмартре формировалось сообщество молодых, свободных, одаренных, до поры непризнанных талантов, опиравшихся в своем новом искусстве на парящую сиюминутность впечатления. Тогда богемность была качеством художественной исключительности личности, не гарантирующим, однако, материального обеспечения.
На российскую сцену «Фиалка Монмартра» перекочевала довольно быстро, уже в 1933 году. С тех пор она стала легендой Московской оперетты, пережив четыре рождения, каждое из которых было приурочено к появлению в театре новой плеяды молодых талантов. В советской версии сюжет оперетты претерпел некоторые изменения: стал компактнее, лаконичней, менее насыщенным крутыми поворотами событий. До сих пор в некоторых российских постановках варьируются имена героев – композитора Флоримона называют Марселем, а гризетка Нинон Тесье превращается в Мадлен.
Последнее капитальное возобновление спектакля на сцене Московской оперетты в 2015 году доверили Алине Чевик, признанному режиссеру мюзиклов. Интересно, что сам Имре Кальман в этой работе отошел от канонов венской классики и добавил мотивы французского мюзик-холла, колоратурные распевки, осовременив устои жанра до сходства с уже модным в ту пору жанром мюзикла, к которому тяготеет и драматургия «Фиалки Монмартра». В ее возобновленной версии влияние мюзикла ощутимо особенно сильно: спектакль стал невидимым межжанровым мостиком между опереттой и мюзиклом, успешно сосуществующими на столичной музыкальной сцене.
Сюжет о том, как «музыкант, художник и поэт», живущие в живописной мансарде на Монмартре, решили покорить весь свет и написали оперетту «Карамболина» о жизни таких же, как они весёлых, беспечных и неунывающих парижан, мог бы стать совершенно обычным для отвлеченно-легкого жанра оперетты, если бы авторы-новаторы не взяли за основу историю по сути трагическую.
Традиционно драматические коллизии в классической оперетте не сложны и быстро приводят героев к обязательному счастливому финалу. Несвойственный оперетте углубленный психологизм действия в «Фиалке Монмартра» меняет направление жанра и превращает оперетту в драму даже без мелодраматического подтекста.
Художник Рауль Делакруа влюблен в актрису Мадлен, которая вынужденно делит с друзьями все тяготы нищенского быта, но мечтает о славе и богатстве. Нищета угнетает Мадлен, она становится любовницей министра изящных искусств Фраскатти и расстается с бедным художником. Ее место на чердаке занимает юная цветочница Виолетта, которую друзья выручают из беды. Виолетта влюбляется в Рауля, и он, покоренный ее артистическим даром и познавший коварство бывшей возлюбленной, отвечает девушке взаимностью. Именно в этом месте фабулы происходит жанровый слом. Оперетта изо всех сил старается вернуться к самой себе и совершает эксцентричные сюжетные кульбиты: заставляет Мадлен все ниже падать в глазах Рауля, а потом влюбляет ее в солдафона Фраскатти. Обмануть вступившую в свои права драму все же не удается, потому что исполненная истинного трагизма любовь Мадлен и Рауля остается нешуточно и неопереточно правдивой. Как ни пытаются герои убедить себя в том, что они уже давно расстались и влюблены в других, поверить в это не получается. И становится жалко наивную девочку Виолетту и одинокого Фраскатти, чей горестный монолог тоже сильно выбивается из жанра.
Впрочем, оперетта все же берет на сцене верх и радует блестящими каскадными и балетными номерами, шутками, импровизацией, великолепием вокала. Актерское и певческое мастерство молодых исполнителей Павла Иванова, Никиты Грабовского, Александра Фролова, Екатерины Кузнецовой, Анны Золотовой, Ивана Викулова, Василия Ремчукова не уступает мастерству корифеев – Елены Сошниковой, Валерия Исляйкина, Вячеслава Иванова, Константина Ужвы. Как известно, в опереттах Имре Кальмана все актерские амплуа представлены особенно рельефно, и в этом смысле «Фиалка» тоже не обошлась без классики жанра. Кроме героя и героини (их получается даже две) в ней существуют все непременные опереточные персонажи: простак и субретки, комик и комическая старуха.
Спектакль очень густо населен персонажами, так как половина действия проходит на улицах Монмартра и в уличном кафе. Посетители, официанты, драгуны, гарсоны, артисты, красотки и даже шансонье с микрофоном, одетый по-бродвейски (еще один привет мюзиклу!) создают фон бурлящей парижской жизни.
Чудесные мелодии Имре Кальмана, рожденные, как мгновенное переживание «здесь и сейчас», повисают в сиреневых сумерках над холмом Монмартр. Сценография оперетты решена преимущественно в фиалковых тонах, и разнообразию лиловых оттенков в декорациях и костюмах нет числа.
Полупрозрачная, воздушная, словно написанная быстрой кистью художника-импрессиониста с площади Тертр, оперетта парит над залом, нетерпеливо ждущим блистательную «Карамболину». Ария настолько хороша, что исполняется дважды – сначала ее репетирует Мадлен, затем с ней выходит на свой дебют Виолетта. Их выступлением, как и оркестром, руководит Ариф Дадашев, чье артистичное жизнерадостное дирижирование сравнимо с энергией взлетающей космической ракеты. Кажется, стремительными, изящными взмахами рук он дирижирует всей жизнью Монмартра и сам только что сошел в оркестровую яму с его крутых улиц.
Пожалуй, только одного не хватает этой лиричной истории – знаменитой колыбельной «Месяц глядит в окно». Мелодию для нее Кальман написал когда-то для своего новорожденного сына Кароя Имре Федора. Мелодия в спектакле, конечно, осталась. Исчезли после одной из редакций оперетты только самая трогательная вечерняя сцена и ласковая парижская песенка Виолетты про то, как «спит кошка, дремлет мышь».