На писательском счету Алексея Поляринова, одного из переводчиков «Бесконечной шутки» Д.Ф.Уоллеса, уже 4 собственных книги – 2 романа и 2 сборника культурологических эссе о литературе, фильмах, людях и других событиях и вещах.
Творчество Поляринова интересно, с одной стороны, тем, что он невообразимый эрудит, а с другой – тем, что он тонко чувствует, какие темы актуальны современному читателю. Чтение его книг напоминает разговор с близким другом, которому интересно всё на свете и который заражает вас этой жаждой осмысления жизни. Его хвалят за умение вгрызаться в суть вещей и явлений и с нетерпением ждут новых работ. В книжных магазинах Москвы даже встречаются стенды с книгами, упоминаемыми в сборниках его эссе: «рекомендует Алексей Поляринов».
«Центр тяжести». М.: Inspiria, 2021 (первый раз книга выходила в Эксмо в 2018 году)
Первая книга Алексея, которую он сам называет «попыткой впихнуть в один роман весь свой опыт». Этот метатекст можно разделить на 2 условные части. Первая посвящена детству, воспоминаниям о маме, папе, брате, а вторая – юности, когда главный герой повзрослел и сам становится отцом. И если первая часть книги читается как роман-воспоминание, что-то тёплое и ностальгическое, то вторая – антиутопическая, киберпанковая и куда более серьёзная.
Текст обильно сдобрен отсылками к любимым произведениям Алексея. Читая книгу, можно запросто встретить строчку, например, из «Облачного Атласа» Дэвида Митчелла. Автор не стесняется вплетать в сюжет названия любимых книг, имена писателей или даже вставлять цитаты. Это быстро помогает понять, «из чего сделан Алексей Поляринов».
Эта книга также поможет найти себе дополнительную качественную литературу, потому что автор просто не может отпускать читателя со своих страниц «пустым». В этом плане Поляринов – немножко человек-энциклопедия – просвещать и заинтересовывать он любит как никто. Мы вернёмся к этому ниже, когда будем говорить о сборниках его эссе.
«Центр тяжести» – это сам автор, его бэкграунд, его размышления, его политическая позиция, его любимые книги, его взгляды. В книге много аллюзий, метафор, в том числе утопических и политических. Если вы хотите мысленно вернуться в 2018 год с его проблематикой и посмотреть, насколько автор оказался дальновиден – «Центр тяжести» найдёт чем вас удивить даже в 2022 году.
«Почти 2 килограмма слов». М.: Индивидуум, 2019
Помимо переводов и художественных тестов, Алексей Поляринов также занимается и культурологическими материалами. И первая его большая работа в этом направлении – сборник эссе о книгах, фильмах, авторах и других важных событиях, определяющих контекст вокруг него самого.
Читая этот сборник, невозможно не начать скупать все те книги, о которых он так увлекательно повествует. Вот некоторые из авторов, чьи произведения обсуждаются в книге: Уоллес, Марксон, Делилло, Филип Дик, Пинчон, Оруэлл, Барнс, Кинг, Янагихара. Кого-то читатель знает, о ком-то слышит впервые, но важно одно – о каждом писателе Поляринов рассказывает что-то новое, разбирает его работы с каких-то совершенно новых сторон. Поэтому «Почти 2 килограмма слов» будут интересны и тем, кто мало разбирается в литературе 20-21 века, и тем книголюбам, кто хотел бы «сверить свои часы» с «часами» автора.
Эта книга – монолог увлеченного современной культорой человека, который хоть и не даёт вам возможности высказаться, но берёт вас за руку и уводит в свой околокнижный мир, в хорошем смысле заставляя вас прочесть что-то серьёзное, значимое и, безусловно, расширяющее кругозор.
«Риф». М.: Inspiria, 2020
«Риф» – второй (и очень успешный) роман Поляринова. Читателям он запомнился, как исследование на тему сект. Но сказать, что эта работа только о сектах было бы неверно. В этой книге Алексей не только поднимает остросоциальную тему того, как люди попадают в разные сомнительные общины и проясняет механизм их работы, но и, как всегда, насыщает текст культурологическими отсылками, любопытными пасхалками и деталями, которые так ценят его читатели.
В «Рифе» автор исследует тему «вхождения» в секту – как человек туда попадает, как он меняется и принимает чужую веру, какие рычаги используют манипуляторы, каким должен быть «главный по секте», чтобы за ним безропотно шли, вверяя ему свою жизнь и полностью отказываясь от жизни прежней.
Можно взять «Риф» первой книгой и получить удовольствие от живой картинки, сильной темы, кинематографичности и стройного (почти голливудского) сюжета. А можно идти в библиографии по порядку и к третьей книге уже чётко понимать, что автора всегда волнует не только некое событие, но и окружающий его контекст. Алексей пытлив, любопытен и снова делает всё возможное, чтобы погрузить читателя в тему по полной программе. Это постоянное сочетание эрудиции и глубины увлечённости делает Поляринова автопокупаемым автором. Конечно, если темы, волнующие его, близки и вам.
«Ночная смена». М.: Альпина нон-фикшн, 2022
Свежий сборник культурологических эссе Поляринова погружает читателя в море нового контекста вокруг литературного (и не только) мира. Все тексты пропущены автором через свой «пользовательский опыт» – в «Ночной смене» автор не только повествует о событиях, книгах, фильмах, играх и людях, но и много рассуждает о том, как они повлияли на него самого и его писательские навыки.
Никогда не знаешь, о чём захочет рассказать вам Поляринов в своих эссе-рассуждениях. Может, он приведёт вас в морг и будет рассказывать о том, как патологоанатомы напевают партию Кармен из оперы Бизе, или речь пойдёт о забавной переводческой ошибке в книге Стивена Кинга, а может, вы узнаете, что Франзен близко дружил Дэвидом Фостером Уоллесом и посвятил ему один из своих романов (догадываетесь какой?).
Важность контекста – это то, что мы порой упускаем, читая книгу, играя в видеоигру или смотря фильм. Нюансы создания, этакая подноготная искусства – это то, что так увлекает Алексея в его новом сборнике. На читателя же эти тексты снова действуют магическим образом – мы начинаем скачивать, смотреть, играть, изучать и всячески расширять свой культурологический кругозор.
Читатель может как быть знаком с темами, которые поднимает Алексей, так и увлечься ими по ходу чтения. Кто-то будет рад ощущению причастности и радости узнавания, кто-то встретится со сложным и новым и пополнит свой «ту-ду лист» к прочтению или просмотру.
Автор: Вероника Юрасова