Ежегодный праздник единения природы, архитектуры и человеческих душ прошел в арт-парке Никола-Ленивец с 29 по 31 июля. Как и каждый год, фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» выбрал себе тему, самую животрепещущую и критически необходимую для переосмысления. «Счастье есть?», – спросили себя и окружающих авторы всех новых объектов, выставленных для обсуждения и наслаждения.
Стать участником популярного фестиваля для современных арт-творцов почетно и совсем не просто: из почти трехсот заявок, присланных на конкурс, для воплощения были отобраны всего восемь проектов. Главный посыл искусства ленд-арта состоит в тесном взаимодействии архитектурных объектов с природой, окружающим ландшафтом и человеком. Каждое лето, застывшие в своем изумительном величии среди лесов и полей арт-шедевры прошлых лет, оживают, обретают новую жизнь и дополнительные смыслы. Благодаря художникам, они вступают в творческое сотрудничество друг с другом и с различными видами искусства – театром, музыкой, современными перформансами и инсталляциями.
Какими же арт-объектами пополнилась коллекция парка в этом году и почему были выбраны именно они?
Выбор пал на произведения, чья направленность к счастью очевидна как для создателей, так и для посетителей. В наше непростое время, когда зачастую по утрам мы просыпаемся с вопросом булычевского механика Зеленого: «Ну, что у нас плохого?», художники стараются напомнить всем о тех моментах настоящего счастья, которые уходят от нас вместе с детством, суетой, замусориванием планеты и души отходами цивилизации и информации. Из состояния устойчивой константы счастье превращается в кратчайший миг, отдавая все остальное время на откуп обыденности и тревоге.
Можно ли генерировать счастье в недрах своего сознания, сердца, воспоминаний, разнообразных состояний и ощущений? Возможно ли оставаться счастливым, когда на Земле воинствует зло? Найти для себя ответ на эти и подобные вопросы вознамерились участники фестиваля и его одиннадцать тысяч гостей.
Главной вертикалью «Архстояния» 2022 стал «Мавзолей мечты» – 29-метровая наклонная башня, собранная послойно из самых несочетаемых материалов: костей животных, бутылок, кирпичей, пластика и битого стекла. На вершине башни «колосятся» искусственные пальмы, грустные, как цветы на кладбище. В общем-то, лексически и смыслово слово «мавзолей» тоже тяготеет к кладбищенской теме. Что же скрывает автор объекта, легенда российской архитектуры Тотан Кузембаев, за переливающейся на солнце цветистостью башенного конуса?
«Я считаю, что лучший архитектор – «бумажный», тот, который ничего не построил, – удивил Тотан Кузембаев, – любой построенный объект является насилием над природой. Даже эта моя башня. Ее надо снести, потому что природа будет гораздо красивее. Как бы мы ни гордились своими объектами, лучше природы все равно никто не построит. Мы поворачиваем реки, вырубаем леса, строим города, дороги, и тем самым наносим невосполнимый ущерб природе, ареалам обитания животных. Мы рвемся за своим счастьем, за достижениями, оставляя за собой мусор. Мы живем не в гармонии, а в постоянном желании идти дальше, в старании все изменить, под себя подстроить, и, таким образом, мы истощаем природные ресурсы. Я решил, что эти обломки цивилизации надо красиво использовать и построил мавзолей наших мечтаний из того, что остается после нас. Мы строим, строим, а потом входим и понимаем – нет счастья! Когда входишь внутрь моего «Мавзолея мечты» и смотришь наверх, то видишь небо. И вот мы хотим лететь в космос, осваивать другие планеты. Теперь счастье для нас там, потому что тут мы уже намусорили».
Желая расширить концептуальные рамки самого высокого арт-объекта парка, организаторы фестиваля обратились к театральному режиссеру Дмитрию Волкострелову с просьбой представить эту постройку в сценическом формате. Театральная команда одноименного аудиоспектакля предложила зрителям нестандартный вариант подхода к архитектуре башни и решила «не приглашать перформеров, которые будут обживать это пространство, превращая башню в декорацию».
«Мы хотим, чтобы объект остался объектом, чтобы вы могли внимательнее рассмотреть его и сами его интерпретировать, – поделился своими творческими идеями режиссер спектакля «Мавзолей мечты», – поэтому мы предложили драматургу Павлу Пряжко написать текст, который размышляет о материалах, использованных в постройке. Они часто встречаются в нашей жизни, и нам показалось интересным представить их историю, структуру зрителям».
Каждые тридцать минут в небольшом зрительном зале под открытым небом желающие могли прослушать краткий медитативный рассказ о пространстве мавзолея и воображения, а также их составляющих, для того чтобы понять, из каких материалов можно собрать мечту и существует ли место ее упокоения?
Художник и архитектор Александр Бродский нашел свою особую единицу измерения счастья, которая равняется шести соткам. Любой, кто вырос в советской стране, знает, что шесть соток – это размер дачного участка, о владении которым мечтали в свое время почти все граждане. Как известно, сотка – это сто квадратных метров. Шесть соток – шестьсот квадратных метров. Объект «Шесть соток» представляет собой шесть квадратных площадок по сотке кв. метров, каждая из которых огорожена отдельным глухим забором из профнастила. Автор так и говорит о своем детище – «Счастье за профнастилом». Он считает, что если раньше люди были счастливы, выращивая на огородах в шесть соток овощи и фрукты, обеспечивая себя продуктами, то сейчас железный забор стал средством изоляции друг от друга, от мира, его опасностей и событий, на которые мы не в силах повлиять. Счастье побыть в одиночестве и тиши, пообщаться с самим собой живет на огороженном участке в шесть соток, полученным в наследство от счастливого советского прошлого.
«Еда – главное удовольствие в жизни после сна!», – заявил однажды человек, знающий толк в счастье. Примерно той же дорогой пошел и Роман Сакин – автор самого востребованного в нашей неспокойной действительности проекта «Санаторий сна». По задумке создателя этого необычного лечебного учреждения, «санаторий сна – это одновременно и произведение искусства, и настоящий санаторий, где сон – не только полезное состояние тела, но и пространство свободы».
Как и в каждом порядочном санатории, в «сонном» заведении нашлось множество, исцеляющих тело и душу, процедур. Главный «Павильон сна» расположился прямо под открытым небом. Среди убаюкивающе-качающихся берез высотой с 25-этажный дом стояли уютные кровати, застеленные чистым, белым бельем. Между кроватями развесили гамаки, в которых спится еще лучше. Каждый отдыхающий санатория мог спать хоть весь день под заразительное мычание «хора зевающих» или посетить большое количество всевозможных снотворных мероприятий – от распития успокоительных травяных чаев в «Кафе снов» до обоняния нюхательных солей с запахами из чужих снов и лекций от врача-сомнолога и скучного лектора. Оставить на память свой сон в специальной книге и почитать сны других отдыхающих можно было в павильоне «Книга снов». Затем желающие могли исповедаться психологу и снять с себя груз бессонницы. В целом, все это и есть истинное счастье. Жаль, что длилось оно только три фестивальных дня.
В густой чаще леса, где обычно «живет» избушка на курьих ножках, спрятался гигантский «Аквариум» – так назвал свой объект Сергей Шеховцов. Шагнуть в настоящий аквариум для рыбок, увеличенный в масштабе 1:10, задумчиво посидеть на серебристой коряге, словно отполированной морем, послушать отчего-то хорошо знакомые низкочастотные шумы, которые всегда сопровождают погружение в глубину водного пространства (саунд-дизайн Полина Жукова), рассмотреть сокровища утонувшего сундука – вот оно умиротворяющее русалочье счастье жизни на морском дне: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем!».
Автор видит в своей истории не только счастье, но и творческий конфликт разных культур: «Здесь есть конфликт между европейским минимализмом, который присутствует в этом объекте, и замечательным сундуком, увеличенным в 5-6 раз. Сундучок – это такой китайский кич. Обычно подобные поделки кладут в аквариум на дно. Эта вещь, вызывает и раздражение, и умиление на фоне абсолютно законченной деревянной скульптуры, созданной самой природой. Вообще, аквариум – это некая иллюзия счастья, ведь когда ты в нем, то ты пребываешь в состоянии блаженства, покоя, тебя кормят, поят. Потом ты выходишь из него и все – вокруг опять другая реальность».
Среди арт-объектов из шорт-листа открытого конкурса было несколько, наполняющих адреналиновым счастьем экстрима. У строительной автовышки никогда не заканчивалась очередь за счастьем полета. Авторы проекта «С высоты птичьего полета» Юлия Назар и Света Демина пригласили смельчаков подняться в люльке на высоту 21 метра над арт-парком и понять, что чувствуют птицы в своем небесном одиночестве. Для полного ощущения полета «взлетающим» завязывали глаза. Наверху, под облаками, которые совсем близко, повязку можно было снять и осознать, почему души живут на небесах. Наверное потому, что там – счастье, избавляющее от страхов, стресса и всего лишнего. Чтобы узнать, сколько же людей ощущают счастье высоты, гостям предложили поставить мелком на доске плюс или минус после полета. За все дни фестиваля ни одного минуса не появилось. То ли счастье вознесения к облакам непререкаемо, то ли просто «трус не играет в хоккей».
В числе самых невероятных и неожиданных арт-объектов фестиваля оказалась огромная лужа черной грязи с характерным запахом сероводорода. Творец проекта «Большая грязь или черная дыра Николо-Ленивецкого уезда» Дарья Лисицына самолично купалась в жиже Большой грязи, призывая всех «Взять и попробовать!». Отбросить комплексы и шоры, забыть о приличиях и статусах, не побрезговать, окунуться в грязь и тем самым вернуть детское счастье свободы делать, что хочется – вот, что предложили посетителям создатели объекта.
Хотя лужа совершенно круглая, Дарья Лисицына называет свою работу «Черным квадратом» Николо-Ленивца. Смыть себя целебные грязевые одежки было легко, душ рядом. Вернувшееся из забытья будней счастье беззаботного детства, смывать необязательно, пригодится!
Кроме «Черного квадрата» в арт-парке можно отыскать и «Черную полосу» – еще один повод для экзистенциальных ощущений. Это тот самый случай, когда творческая мысль и сама судьба объединили два объекта – новый и старый, придав иной (или двойной) смысл проекту прошлых лет. Свою черную полосу Бюро SON architecture проложило к знаменитым «Белым воротам» Николая Полисского, возникшим в чистом поле еще на «Архстоянии» 2016 года. Из этого симбиоза родился простой и ясный мотив: «Любая темная дорога непременно выводит к свету, как эта «Черная полоса» к «Белым воротам». По этой пугающе-черной дороге однажды проходит каждый. Полоса из обугленных кусочков дерева мягко пружинит под ногами и делает путь по темному периоду жизни совсем не страшным. Любая беда – не окаменелость горя, а всего лишь упругая дорога через бескрайнее поле разнотравья с пахучими стогами сена. По черному к белому.
Интерактивный перформанс Дмитрия Волкострелова «Встреча\место» расположился на Аллее Трясогузок. 12 палаток-капелл и 12 перфомеров, проводящих свой день в палатке, как одинокий монах в скиту. Желающие могли войти в любую капеллу и просто поговорить. Это очень здорово – разговаривать с незнакомцем, которого видишь в первый и в последний раз! Исчезают все зажимы и открывается шлюз жизненного потока, из которого важно успеть за 5 минут общения выудить самое насущное. Или, не задумываясь, написать письмо о счастье и получить в ответ такое же, написанное кем-то до тебя. Поиграть в шахматы жизни. Можно даже помолчать, ведь этого зачастую сильно не хватает!
«Мне захотелось, особенно в нынешнее сложное время, какой-то интимности, простоты, – поделился замыслом автор проекта,– так возникла история 12 капелл. В каждой находится (или не находится, есть и пустые капеллы) перформер, с которым можно на короткое время, минут на пять, вступить во взаимодействие».
Желающих отдохнуть от массовости жизни и провести время с одиноким сидельцем оказалось больше, чем ожидалось. Найти свободную капеллу – это, как найти перманентное счастье – нужно либо дожидаться мудрости, либо нетерпеливо отстоять за ним в очереди жизни.
Всего, что придумано для поисков счастья на «Архстоянии» 2022, хватило бы на длинную цепь незабываемых впечатлений и на бесконечно долгий рассказ. Это не отдельные проекты, а словно одна огромная учебная программа с множеством глав, каждая из которых ненавязчиво напоминает об истинах давно известных. И еще о том, что счастье внутри. Надо почаще его шевелить в себе, раздувать, как угольки в костре до высокого пламени, чтобы «светить – и никаких гвоздей!».