Иммерсивные спектакли всë глубже отзываются в душе зрителя, всë больше следов оставляют после просмотра. «Кладовая памяти» – не исключение. Режиссëр Рут Хоф и художник-постановщик Гай Саар Русо поставили спектакль, отправляющий зрителей в путешествие по собственным воспоминаниям. В течение трëх дней, с 21 по 23 октября, для каждого посетителя Дома культуры «ГЭС-2» открывалась воронка прошлого. Не только болезненно-трагического, но и приятно-радостного. Она поглощала с самых первых слов, предметов, звуков, которыми заполнено пространство спектакля. Даже раньше – с небольшой памятки для зрителей, полученной сразу после покупки билета. Творческий коллектив предлагает найти дома вещь, удовлетворяющую следующим условиям:
- Напоминает о прошлом
- Психологически сложно хранить
- Ещë сложнее выбросить
И как раз в этот момент, после изучения памятки, начинается плодотворная работа над собой. Во-первых, важно признать, что та самая вещь, которая держит вас и не даëт покинуть пределы внутренней клетки, существует. И совсем рядом. Лежит на рабочем столе или слушает дыхание книг на стеллаже. Во-вторых, нужно иметь силу воли, чтобы навсегда распрощаться с предметом, к которому вы привыкли. Возможно, не столько к материальному объекту, сколько к мысли, что он всегда с вами. В-третьих, это не про «выбросить в мусор и поскорее стереть из памяти», а про осознанный выбор проститься с той историей, которая в своë время научила чему-то важному. На входе в «Кладовую» вам выдают бирку, где можно написать прощальное сообщение. Последнее усилие – выбрать на одной из полок место для хранения вашего предмета. С этой минуты вы освобождаетесь от «страшной» вещи и в то же время даëте ей вторую жизнь, правда уже вдалеке от вас: всë, что принесли зрители, будет отправлено на благотворительность.
«Кладовая памяти» – это спектакль-откровение. Здесь зритель обнажает свою душу в первую очередь перед самим собой, бродя по закоулкам памяти. Путешествие необычное: маршрут у каждого свой, только точка А одинакова для всех. Содержимое одного «чемодана» может кардинально отличаться от содержимого другого. Отправляясь в «далëкое плавание», вы самостоятельно принимаете решение, что жизненно необходимо в пути, а что лучше оставить на берегу, чтобы не утяжелять багаж. Одному не всегда легко справиться с морской болезнью – мучительными воспоминаниями, поэтому на борту корабля находятся помощники. Волшебная таблетка – это разговор о том, что вас тревожит. Путешествие предполагает остановки: на каждом причале пассажира ожидает свой человек – перформер. Он проживает вместе с вами важные моменты вашего прошлого.
Это путешествие – история про готовность пассажира открыться. К списку, где изначально только ваше имя, добавляется пометка «+1»: перформеры очень внимательно слушают каждую историю, отмечая «было приятно находиться сегодня с вами». Одна из остановок называется «бар памяти». Вы можете в комфортном для вас темпе выйти на берег, зайти в заведение, сесть за любой столик и сделать заказ. В меню огромный список блюд: осколок жизни, праздник, ожидание, тайна, церемония, следы прошлого, рана, происшествие и многие другие, не менее интригующие. Подача специфическая: в банке или коробке – как пожелает гость. Я, дабы проверить, как работает эта система, поднимаю руку, чтобы сделать заказ. «Мне, пожалуйста, – ищу глазами нужное блюдо, – «успокаивающее или навязчивое». В коробке». Официант улыбается: «Щас будет!». Скорость обслуживания мгновенная. И вот, спустя несколько секунд, передо мной стоит большая коробка. «Пусть это пробудит в вас какое-то воспоминание. Какое – не знаю. Погружайтесь, не торопитесь» – добавляет официант. В коробке лежит тетрадь по математике. Открываю и уже мысленно сижу за партой в родной школе, строю окружность, а справа от неë записываю «дано» и «доказать». На столе (и это, кстати, характерно для всех мест остановки) стоит банка с карандашами и ручками и лежат листы бумаги. Для того, чтобы зафиксировать воспоминание на материальном носителе. Есть ещë пару вариантов, как его прожить: можно поговорить с официантом, как раз прочувствовать «+1» рядом с именем, или прокрутить плëнку событий назад в гордом одиночестве.
Ваше путешествие продолжается! Вы подплываете к «тихой гавани» – «воспоминания с закрытыми глазами». За тканевой ширмой вас ожидает терапевт. Осталось удобно расположиться на мягкой «кушетке» (на самом деле это очень похоже на мебель-трансформер из кубиков), закрыть глаза и погрузиться в любое воспоминание, которым хочется поделиться. «Ложитесь. – успокаивающим, заботливым голосом говорит психолог. – Выдыхайте. Разрешите телу немного расслабиться. Вы можете выбрать то, о чëм хотите рассказать. Что бы ни пришло, я побуду в это время с вами». Терапевт под диктовку фиксирует воспоминание на бумаге, а затем предлагает вам пополнить чемодан этим письмом, свëрнутым трубочкой и завязанным верëвочкой. Важная особенность спектакля – вы вправе делать выбор в любой момент нахождения в этом пространстве. Даже сейчас терапевт поясняет: «Я отдаю вам воспоминание, а вы уже решите, какова его судьба». И это про бережное отношение к каждому человеку, про возможность почувствовать внутреннюю свободу. Пребывая в абсолютном спокойствии, вы садитесь на борт и держите путь дальше. А дальше – «фоторобот». Здесь с помощью карандашей / пастели / красок ваше воспоминание превратят в рисунок. Это может быть и портрет, и натюрморт, и городской пейзаж. Выбор опять же за вами!
Для аудиалов – отдельная остановка «DJ памяти». Вам следует надеть наушники и маску для сна, чтобы сосредоточиться исключительно на звуках. Шум моря, сопутствующий ему крик чаек – и вы уже на пляже выискиваете непохожие друг на друга камешки и строите песочные замки. Звук школьного звонка – и вы, сидя на самом трудном предмете, облегчëнно выдыхаете: началась перемена! Хруст снега под ногами – и вы, укутавшись в тëплый шарф, выходите с мамой во двор лепить снеговика.
«Кладовая памяти» помогает освободиться от тяжëлых воспоминаний – в буквальном смысле выбросить их за борт. В специальной зоне на полу лежат камни. Выбираете один из них. Пишете фломастером пару (или чуть больше) слов, которые возвращают в ситуацию, где вы, с одной стороны, ощущали острую боль, а с другой, понимали, что это та самая точка невозврата – красный сигнал «так жить нельзя». Теперь можно поместить этот груз в огромную чашу с водой с лежащими на дне другими камнями. С разными уровнями боли.
Быть на этом спектакле значит довериться морскому течению и открыться людям, которые приветствуют вас на остановках. Вопреки страху показаться уязвимым. Важно своим путëм прийти к тому, что проявлять эмоции, которые вызывают те или иные воспоминания, абсолютно нормально и так же нормально оставаться в этот момент рядом с окружающими без маски и прочей «защиты», скрывающей вас настоящих.
Автор Алеся Воронова