Можно ли удивить современного подростка историей про три испытания на пути к осуществлению цели? С одной стороны, вряд ли – до мозолей исхожены тропинки русского фольклора, до деталей изучены все возможные мотивы волшебных сказок. А с другой стороны — РАМТовская «Василисса», поставленная Филиппом Гуревичем по пьесе Марии Малухиной.
Василисса живет в убаюкивающей глуши одиноко стоящего на опушке дома вместе с родителями и делает первые шаги в самостоятельную жизнь – потихоньку совершает вылазки в темный лес и узнает «взрослые» секреты, которые так тщательно от нее скрывались. Узнав о страшной опасности, нависшей над самыми близкими ей людьми, она отправляется к царю леса Берендею, чтобы спасти свою семью от неподъемного царского оброка. По пути понемногу утверждающаяся в своих силах Василисса преодолевает иконические для русского фольклора опасности, знакомится с изнанкой привычного мира и ее обитателями и оказывается тем единственным существом, способным удержать на своих хрупких плечах шаткую гармонию двух соединившихся в ней вселенных.
Сюжет о главном герое, который поставил перед собой неподъемную поначалу цель, отправился ради ее достижения в дальний путь и преодолел три опасных для жизни препятствия, мог бы стать «еще одним» детским спектаклем, который, скажем, нормально посетить семьей или классом воскресным днем, но у «Василиссы» задача явно масштабнее.
Сам мир постановки, ремарки персонажей, музыкальное сопровождение говорят зрителю, что русский фольклор, считываемый и по сюжету в целом, и по малейшим деталям – это только прикрытие, мы наблюдаем полноценное антиутопическое полотно. Мир, в котором живет Василисса, явно претерпел глобальную катастрофу и теперь живет с раной, которая сама по себе не затянется, да и его обитатели по обе стороны баррикад уже на это и не рассчитывают. Кто-то помнит о тех далеких и безмятежных временах до раскола человеческого и волшебного миров, но даже они смирились, что про «как прежде» можно забыть, да и на будущее тоже лучше особо не надеяться.
Спектакль ставит перед зрителем множество вопросов, но не дает никаких четких ответов. Бесконфликтно, но с некоторыми претензиями сосуществуя после неназванной войны, эти миры, человеческий и волшебный, нашли виноватых и успокоились – виноват кто-то другой, а вопрос: «Почему они такие злые?» Василисса как будто задает в пустоту. Ответа нет. Просто так получилось.
Если что-то и дает надежду на примирение двух миров, то это музыка – сначала смутно узнаваемые, а потом захватывающие дух интерпретации Toxic Бритни Спирс, Paint It Black Rolling Stones, Mr. Sandman The Chordettes в необычных аранжировках отдают должное сладкой зоне комфорта прошлого и открывают дорогу будущему. И этому музыкальному решению вторит Василисса, которой пришлось познакомиться с волшебным миром ради более чем человеческой цели и стать миротворцем, таким нужным этому исходящему в лихорадке скрытой войны миру.
«Василисса» – это не просто подростковая роуд-стори про девочку, преодолевшую три волшебных препятствия. Это очень взрослая история о больших и малых, но осознанных выборах и тех испытаниях, которые приходится преодолевать ради реализации этих выборов в непростой взрослой жизни.
Автор Елена Чернышева