«Надо приводить сюда людей, как на психотерапию» – первое, что произносит зритель, выныривая из омута размышлений об увиденном. Необходимо сперва сделать глубокий вдох, чтобы выровнять дыхание: его пришлось затаить больше, чем на час! А уже после можно раскладывать на составляющие жизнь главной героини (а заодно и свою собственную). Одним зрителям покажется близок принцип «учись на чужих ошибках», другие с ноткой грусти вспомнят, как щемящее чувство одиночества в толпе пронизывало насквозь, а каждая попытка навести порядок в мыслях приводила к самобичеванию – некие весточки из прошлого. Спектакль «Ну здравствуй, Лена!» по пьесе Марии Малухиной «Мëртвая голова» помогает сменить систему координат: подняться на смотровую площадку и с высоты птичьего полëта посмотреть на свою жизнь, оказаться не «в» ситуации, а «над» ней, чтобы составить наиболее полную картину происходящего.
Режиссëр Михаил Мещеряков приглашает погостить в пространство «Внутри» и исследовать ценный для психологического разбора «экспонат» – главную героиню Лену (Марина Калецкая), чья жизнь с каждым годом не то что утрачивает блеск (кажется, его и не было), а покрывается тëмными пятнами, медленно разрушаясь. Что в этом хаосе заслуживает сохранения? Что можно перенести с черновика на чистовик без страха обнаружить ошибку? Себя – в первом случае, свои мечты – во втором. Остаëтся найти кнопку «вкл», чтобы активизироваться, распутать клубок ограничений и понять, какая жизнь по душе именно вам.
Что болит?
Первый этап – прочувствовать, что происходит внутри, даже если индикатором спокойствия долгое время служит «внешнее» – семья / любимый человек / работа или всë вместе. Перед зрителями – 29-летняя Лена. В лëгком голубом платье, поверх которого белая рубашка; в одной кроссовке; взъерошенная и, кажется, еще не пришедшая в себя после тяжëлой ночи. Что известно о Лене? Окрылëнная мечтой о поездке в Голливуд, получила сценарное образование. Устроилась в креативное агентство. Но результат не превзошел ожидания, а наоборот, не оправдал их: составление концепции корпоративов – вот, на что согласилась героиня, отпустив идею фикс. От профессиональной сферы к личной. Лена – без пяти минут жена. Правда по наблюдениям, последнее, что занимает еë мысли, – подготовка к свадьбе с Димой (Родион Прилепин). Уточнение: за это можно не волноваться, неугомонная сестра Лëля (Юлия Гревцова) всë решит, причëм и себя не обделит. Надо же положить глаз на квартиру, которая по наилучшему варианту развития сценария перейдëт к ней. Счастлива ли Лена, обладая стандартным набором «состоявшегося» человека? Команда спектакля предлагает поразмышлять над ответом. В качестве дополнительного материала – фрагменты из жизни Лены, которые транслируются с помощью проектора. Всë в тумане. Кадры стремительно сменяют друг друга. Новый день – копия предыдущего, за исключением одной детали. И каждый раз она разная. Неизменным остаëтся предрабочий беззвучный плач. А ещë встречи с Димой. Раз в неделю. Жизнь, как густая дымка, препятствует ясному взору на дальнейший путь. Внешнее не всегда определяет внутреннее, а боль со временем может только усилиться, но никак не притупиться. Так происходит у Лены, но она выключает эмоции и продолжает плыть по течению, пока от водоворота еë не спасает весьма специфическое существо – социальный работник категории «мëртвая голова». Только без лишних вопросов, это законы мироздания! Обращаться можно по имени – Од (Павел Мисаилов). На протяжении всего спектакля зритель действительно видит только голову актëра, тело прячется за прямоугольной конструкцией, напоминающей ящик для цирковых фокусов. Ода направляют к Лене неслучайно: нужно в срочном порядке исправлять ситуацию! Цель номер один – научить девушку слушать внутренний голос. Не фоном, а внимательно и сосредоточенно. А на следующем уровне урок посложнее: бережное отношение к себе, из которого рождается желание залечить раны прошлого и перевернуть жизнь на 180°
Как починить?
Второй этап – определить свои ценности и взгляды на жизнь, чтобы отличать приходящее извне, зачастую именно навязанное силой, от самостоятельно произведëнного. Здесь Од становится спутником Лены, наблюдая за всем, что происходит вокруг неë, – процесс сбора материала, который пригодится для дальнейшей работы. В поле зрения попадают взаимоотношения героини с сестрой, партнëром и начальником. Уровень комфорта при общении с каждым – минимальный. Лена даже признаëтся себе в этом, но боится отказаться от того, что уже имеет: заложница убеждения «лучше не найти». Смирение еë губит, не позволяя выбраться из порочного круга. Од, как психолог, не вправе раздавать советы. Он предоставляет доступ к набору инструментов для устранения неполадок и предлагает Лене выбрать наиболее подходящий лично ей. В таком случае больше не придëтся подрисовывать яркую улыбку (с выходом за контур губ) на свидании с Димой, пока тот не видит, лишь бы создать иллюзию счастья. Кстати, действия идут параллельно: на сцене Мария Калецкая и Родион Прилепин едят палочками суши, а позади, на экране, появляется фрагмент, где актриса подходит к туалетному зеркалу с красной помадой в руке.
Каков результат?
Зрители наблюдают, как героиня не только активно пользуется инструментами Ода (вернее пока только одним – умением говорить «нет»), но и в процессе познания себя ощущает опору под ногами, обретает внутренний стержень, меняет разрушительное настоящее на созидательное. Одна только фраза «Господи, как хорошо!» дорогого стоит. Без недели тридцать…было Лене в начале спектакля. Семь дней на переосмысление своей жизни. Семь дней на «расхламление». Семь дней предпраздничной суеты. Но не в привычном понимании: «упаковка» теряет свою ценность, «содержимое» – приобретает. Лене тридцать! Кнопка «вкл» найдена. Но сперва стоит нажать на перезагрузку, чтобы обработать полученную информацию и тем самым усилить себя вдвойне.
Автор Алеся Воронова