Завершила свою работу арт-лаборатория керамики «Русские символы». Финалист проекта, Ульяна Карагод, представила на суд зрителей уникальную коллекцию «Пэчворк», созданную по мотивам орловской вышивки.
Главной задачей лаборатории была поддержка национальных традиций в гончарном искусстве, а также запуск новых коллекций на основе древнерусских народных промыслов. О том, насколько проект был удачен, и выполнил ли все поставленные перед ним задачи, рассказали Ольга Мунтян – партнер проекта-коллаборации «Русские символы», генеральный директор продюсерского центра «Яркие игры» и Евгения Дымова, генеральный директор и идейный вдохновитель фабрики «Дымов керамика».
Ольга Мунтян – генеральный директор продюсерского центра «Яркие игры»:
Расскажите, пожалуйста, обо всех плюсах и минусах проекта. Что удалось, а что не очень?
Мы можем, наверное, говорить только о плюсах. Проект показал себя, как невероятно потенциальный и интересный, вскрыл огромное комьюнити керамистов, которое существует в России. С ними было очень интересно работать. Проект был построен на взаимодействии, как с участниками, так и с экспертами индустрии. Каждый шаг выстраивался исходя из потребностей и интересов наших участников. Мы получили колоссальное удовольствие от искреннего увлечения керамистов своим творчеством. Было приятно видеть, что большая часть участников – это опытные мастера, имеющие свои бренды. Для некоторых керамика пока только хобби и увлечение, но, тем не менее, результаты впечатляющие. Основной плюс – это феноменальный охват: от Архангельска до Фрязино, от Москвы до Тулы – то есть по всей России.
По вашему мнению, проект выполнил все поставленные перед ним цели?
Абсолютно все. Проект собрал огромное комьюнити и показал отличную механику продюсирования и популяризации креативных проектов, которые обращаются к культурным традициям России. Проект называется арт-лаборатория керамики «Русские символы». Он построен на переосмыслении, познании и поиске. Все участники не просто рисовали варианты из головы, они описывали свои концепции, рассказывали на финальной презентации, чем они вдохновляются. А примеров для вдохновения хватает – это и алтайские озера, берестяные способы класть крыши, маковки Кижей, архангельская вышивка. У всех разрабатываемых коллекций был свой культурный код, и он адаптирован и переосмыслен, трансформирован в финальные коллекции, актуальные для современного общества.
Станет ли проект ежегодным?
Скорее всего да, но он будет уже не керамический. Возможно, мы будем проводить такие проекты для разных участников креативных индустрий — художников, иллюстраторов и представителей других творческих направлений.
Что можно еще сделать, для привлечения интереса к традиционным народным промыслам?
Мне кажется, что этот интерес развивается естественным образом. В данном проекте мы решали две задачи – привлечение внимания к народному творчеству, к ремеслам и керамике, с одной стороны, а с другой стороны – к произведенным предметам. И нам кажется, рассказывая о том, что это такое, погружая в историю — мы способствовали популяризации народных промыслов.
Евгения Дымова, генеральный директор фабрики «Дымов керамика».
Что отличает коллекцию-победителя «Пэчворк» от работ других участников?
Коллекция «Пэчворк» выделяется своим интерьерным потенциалом. Особенно хорошо это видно на скульптуре кота, которая очень удачно сочетает в себе плавный ритм формы и геометричный мотив росписи.
Что в дальнейшем ждет победителя проекта?
Мы верим, что продолжим сотрудничество с победителем в других проектах. Помимо этого, часть работ, представленных на конкурсе, пройдет адаптацию под производственные нормы и будет выпускаться, как самостоятельная капсула интерьерной керамики.
Будут ли идеи участников воплощаться в новых коллекциях «Дымов Керамика»?
Идеи и наработки участников могут быть использованы и интерпретированы только по договоренности с автором. Тем не менее, мы не исключаем возможного сотрудничества и с другими художниками, принимавшими участие в конкурсе.
По Вашему мнению, какое будущее у русской керамики?
Будущее русской керамики, как и других видов искусства, находится в руках авторов. Наша современная керамика многогранна и пополняется абсолютно разными работами: от строгого и лаконичного фарфора до изделий, существующих на грани природных и антропогенных форм. Вне всякого сомнения, русская керамика будет развиваться и дальше. Уже сейчас понятно, что в будущем мы увидим произведения, создающиеся с использованием экспериментальных технологий и обладающих уникальным характером, выделяющим самобытность российских авторов.
Что еще можно предпринять для развития креативного предпринимательства в России по Вашему мнению?
Важнейшим топливом развития креативного предпринимательства всегда являлись и продолжают являться художники и люди, готовые тем или иным образом способствовать созданию произведений искусства и их презентации широкой аудитории. Очень важно продолжать работу по популяризации продукта креативных индустрий, формулировать запрос для художников декоративно-прикладной направленности и продолжать работать над развитием технологий производства.
Чьи коллекции кроме победителя заслуживают внимания?
Абсолютно все коллекции участников являются эксклюзивными авторскими проектами и заслуживают внимания. Важно понимать ценность всех работ и их потенциал, как самостоятельных произведений декоративно-прикладного искусства. Отдельно стоит отметить работы Екатерины Серегиной, Варвары Большаковой и Ольги Емельяновой.
Арт-лаборатория керамики «Русские символы» была первым опытом, но показала, что такие проекты востребованы, причем не только в среде керамистов, но и для представителей других народных промыслов. Они помогают обществу вспомнить о своих корнях, а творческим людям открывают дорогу к потребителю, стимулируя развитие бизнеса.
Беседовала Марина Демидова