Разобравшись с основными понятиями и направлениями в современном искусстве (наша статья), предлагаем узнать немного больше о различных аспектах, связанных с производством арт-объектов, организацией и проведением выставок, а также о профессиях, так или иначе связанных с совриском. В новой подборке — список книг, которые непременно стоит прочесть, если вы думаете связать свою жизнь с искусством или просто хотите заглянуть за кулисы творческого процесса.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/v-pogone-za-isk_1030x928-1024x923.png)
Мартин Гейфорд «В погоне за искусством»
Из этого захватывающего искусствоведческого травелога вы узнаете, куда непременно стоит отправиться, чтобы насладиться жемчужинами современного (и не только) искусства. Автор книги, английский историк искусства и критик Мартин Гейфорд, считает, что ничто не сравнится по силе впечатления с личным знакомством с тем или иным арт-объектом, а потому предпринимает путешествие в разные страны, чтобы увидеть произведения прошлого и настоящего воочию: во французской Дордони осматривает пещеры Лез-Эзи с наскальной живописью, посещает музей минималистской скульптуры в американском Техасе, а также встречается с современными художниками, среди которых такие гранды, как Ансельм Кифер, Роберт Раушенберг или Герхард Рихтер.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/art_cover-copy-1024x923.png)
Лэнс Эсплунд «Искусство видеть»
В своей книге известный американский арт-критик, куратор и колумнист The Wall Street Journal Лэнс Эсплунд рассказывает о том, как подружиться с совриском. Повествование состоит из двух частей: в первой автор делится личным опытом знакомства с разными произведениями искусства, во второй рассматривает несколько знаковых арт-объектов, в числе которых работы Ханса Арпа, Пауля Клее, даже перформансы Марины Абрамович. Главная идея текста — с помощью понятных примеров продемонстрировать читателям, что современное искусство ничуть не сложнее для понимания, чем искусство прошлого. И знания служат тем самым ключом к его постижению.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/large_file-b43c7b97-a86e-4488-a3ac-dcfd9a0bd167-1024x683.jpg)
Мария Савостьянова «Дизайн сегодня»
Мария Савостьянова — автор свыше 450 статей, посвященных современному дизайну. Историк искусства, критик, преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН (2013–2018) и школы дизайна при РАНХиГС. В 2001–2018 годах она занимала пост заместителя главного редактора журнала «Интерьер+Дизайн», а сейчас является заместителем издателя англоязычного журнала о современном искусстве Russian Art Focus. В основу ее книги положен курс лекций, прочитанных в рамках образовательной программы Музея современного искусства «Гараж» осенью 2016 года и весной 2019-го. Его цель — помочь сориентироваться в информационных потоках, познакомиться с ключевыми персоналиями, тенденциями и практиками дизайна в наши дни. Прекрасный повод узнать об амбициозных разработках, среди которых шкафы, стулья и даже увлажнители воздуха, которые созданы не только для того чтобы выполнять утилитарные функции, но и радовать глаз.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/large_file-ff9028b9-c903-46d4-bd9f-a66bc3889a13-1024x683.jpg)
Пол О’Нил «Культура кураторства и кураторство культур(ы)»
Как и когда сформировалась профессия куратора? Как возникла культура биеннале и как трансформировался процесс курирования крупномасштабных международных выставок? Данная книга представляет собой исчерпывающий труд о становлении независимого кураторства. Отдельные персоналии и целые кураторские коллективы — вы узнаете, как благодаря таким специалистам выставка становится настоящим художественным медиумом. Автор — художник, преподаватель и независимый куратор Пол О’Нил — заостряет внимание читателей на отправных точках формирования кураторского дискурса, ведь сегодня кураторы наравне с художниками играют определяющую роль в арт-процессе.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/large_file-cc176506-f76a-42f5-bf2f-4079460d264c-1024x683.jpg)
Ханс Ульрих Обрист «Пути кураторства»
Выдающийся куратор, содиректор культовой лондонской галереи Serpentine и один из влиятельнейших людей в современном арт-мире, Ханс Ульрих Обрист в серии очерков повествует не только о своем пути и эволюции кураторских практик, но также рассказывает о важных вехах в истории современного искусства и его предтечах. Когда вашим проводником в мир прекрасного выступает профессионал такого уровня, рассказ приобретает совершенно иное звучание. Какие проекты Обристу удалось реализовать, а какие так и остались на уровне идей? Кто дал ему самый важный совет в карьере, которому он следует до сих пор? Какие книги оказали на автора самое сильное влияние? Бесценный персональный опыт может быть полезен всем, кто хочет связать свою жизнь с профессией куратора.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/large_file-fc5a9687-886b-4937-8346-1c3d67fc83ed-1024x683.jpg)
Рашид Араин «Путешествие идеи»
Сборник эссе 1970–2010 годов британо-пакистанского художника, куратора и публициста Рашида Араина о западном искусстве и антиколониализме. Автор рассматривает арт-процесс с позиции человека третьего мира. Его непререкаемый авторитет — результат многолетней борьбы за справедливость с использованием различных средств, как имеющих буквальное отношение к искусству (например, перформансы или выставочные проекты, являющие собой критику расизма), так и литературных текстов. В своих статьях Араин повествует о собственных политических взглядах, осуждает западный колониальный эгоизм и провозглашает необходимость «пробудиться от летаргического сна», предоставив возможность реализовать свои творческие проекты художникам из разных уголков земли вне зависимости от цвета их кожи и страны рождения.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2023/04/nebo_goluboe-1024x923.png)
Флориан Иллиес «А только что небо было голубое. Тексты об искусстве»
Художественный критик и публицист Флориан Иллиес известен русскоязычным читателям своими культовыми книгами «1913. Лето целого века», «1913. Что я на самом деле хотел сказать» и «Любовь в эпоху ненависти. Хроника одного чувства, 1929–1939». А этот сборник дает возможность всем поклонникам его творчества познакомиться с другой гранью авторского таланта и непосредственной сферой его профессионального интереса. В книгу вошли тексты Иллиеса, написанные в период с 1997 по 2017 годы. В них он размышляет о художниках прошлых веков, исследует феномен романтизма, восхищается работами Энди Уорхола и даже пишет письмо Каспару Давиду Фридриху. Прошлое и настоящее сливаются воедино, а известные фигуры из мира искусства и литературы уже не кажутся такими далекими.
Автор Юля Измайлова